Начало Статьи 05_2018 Инклюзивный театр и его зрители: НА ВОЛНЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Инклюзивный театр и его зрители: НА ВОЛНЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ | Печать |

Во время Пасхальной недели на площадях и скверах столицы развернули свои представления театры со всей страны, в том числе — 12 инклюзивных коллективов. Это был тематический фестиваль «Пасхальный дар». За 8 дней фестиваля были сыграны 24 представления самых разных жанров.

Отобрать театры-участники организаторам — театральной премии «Золотая маска» и проекту «Золотая маска» в городе» — помог партнер проекта — Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр». На Манежной и Тверской площадях, на Площади Революции, у метро «Новые Черемушки» — на самых престижных площадках давали свои представления необычные артисты.

Расскажу о них, необычных.

ЧТО УВИДЕЛ ЗРИТЕЛЬ?

Череда выступлений началась 7 апреля на Манежной площади театрализованным представлением-концертом Санкт-Петербургского оркестра «Антон тут рядом». Молодые люди с аутизмом, сотрудники и добровольцы-активисты Центра творчества, образования, обучения и социальной абилитации «Антон тут рядом» вместе с известным питерским джазменом Алексеем Плюсниным «заводили» зрителей джазовыми импровизациями и ритмичными народными мелодиями.

В тот же день со сцены на Новых Черемушках начал свои столичные гастроли студия-театр «Индиго» из Томска. Молодые люди с нарушением слуха представили захватывающую пантомиму «Из жизни манекенов». В ней рассказывается о неожиданном открытии, которое сделала одна юная воровка. Спасаясь от полиции, она вскочила в витрину магазина — и неожиданно стала свидетелем тайной жизни манекенов. Оказывается, те тоже двигаются, влюбляются, ссорятся и мирятся. Только происходит все это не совсем так, как у людей.

Оторваться от этой истории было трудно…

На следующий день десант инклюзивных театров пополнился гостями из Якутии. На Тверской площади зрители увидели спектакль-экспромт «Алгыс» («Благословение») инклюзивного театра-студии «Маленький принц» — трогательную историю о добре и зле, о том, как важно, чтобы сбывались самые заветные детские мечты.

Совершенно о других гранях добра и зла говорили постановщики оригинальной версии всемирно известной «Кармен», созданной при содействии Благотворительного фонда поддержки слепоглухих людей «Со-едине­ние». В этом спектакле вместе с профессиональными артистами играют люди с разной формой инвалидности, в том числе — слепоглухой артист Алексей Горелов, исполняющий роль Хосе в молодости. Страстный и неудержимый, он противопоставлен другому Хосе (его играет колясочник Сергей Прушинский). Сидя в тюрьме, он вспоминает подробности своего гибельного чувства — и ни о чем не жалеет...

На площадке у метро «Новые Черемушки» этот непростой спектакль нашел своего зрителя!

Творческая мастерская Анны Ивановой череповецкого Дворца химиков и инклюзивный коллектив «Надежда» представили на фестивале театрализованное представление «Имаджинариум». Отталкиваясь от детской игры «в образы», его постановщики придумали забавный сюжет о юном художнике, замыслы которого начали жить собственной жизнью. Приручить их оказалось возможно только одним способом — взаимопониманием.

Поиски взаимопонимания — сквозная тема и для спектакля «Вот те клюква!» по мотивам рассказов Михаила Зощенко. В нем играют выпускники и ученики ГБОУ ЦО «Технологии обучения», известного в Москве как i-Школа для детей с ОВЗ. На фестивале спектакль представил Центр социокультурных практик «Событие». Неизменно смешной и трогательный, Зощенко напоминает, что все мы — жители одной «коммунальной квартиры», и потому должны более чутко и внимательно относиться друг к другу.

Та же тема звучала и в других постановках. Например, в спектакле «Крылья для клоунов» одного из старейших инклюзивных театров страны — «Пиано» из Нижнего Новгорода. Он был основан в 1986 году молодыми супругами Владимиром и Мариной Чикишевыми как студия в Нижегородской школе-интернате для глухих детей и с тех пор непрерывно развивался. Совсем недавно, 6 апреля этого года, этот процесс был-таки удостоен высшей государственой оценки: художественный руководитель и по совместительству — директор той самой школы Владимир Чикишев получил из рук Президента России Государственную премию в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества.

На сайте «Пиано» отмечено, что «в нем реализуется уникальная образовательная модель взаимодействия с социумом. Актеры театра — глухие дети — создают сценическое пространство, яркий и полноценный художественный мир, создавая безбарьерную среду для всех категорий зрителей-участников».

Как это происходит, увидели те, кто попал на представления в Москве. Начав работать на сцене, актеры вскоре стали активно втягивать в свое действо зрителей, особенно юных. В итоге количество людей на подмостках в конце спектакля удвоилось, и каждый был вознагражден своей порцией аплодисментов. А в финале каждый зритель получил листовку с дактильной азбукой…

Однако взаимопонимание — это не только одна из тем спектаклей, не только принцип работы со зрителем, но и главное условие существования инклюзивных театров. Особенно таких, как столичные студии «Круг» и «Круг II», которые работают с людьми, имеющими особенности психического и ментального развития.

На фестивале «Пасхальный дар» Интегрированная театральная студия «Круг» показала два своих пластических спектакля — «Онегин» и «От весны до весны. Легенда о Коре». В обеих постановках важную роль играют массовые сцены, в которых каждый артист выполняет свою, отличную от других, партию. Свести эти партии в единое целое — крайне непростая задача, которую педагоги студии решают с помощью многочисленных тренингов на взаимодействие с партнерами. Итог этой работы — несомненный успех на фестивале.

Три столичных коллектива — Интегрированный театр-студия «Круг II», театр неслышащих актеров «Недослов» и театральный факультет Российской государственной специализированной академии искусств — предпочли выступить в жанре уличного концерта и тоже не прогадали. Узнаваемые мелодии и яркое исполнение обеспечили внимание зрителей. К тому же, концерт студентов академии, среди которых много ребят с нарушением слуха, имел символичное название: «HAND MADE. Сделано руками».

А Народный театр безграничных возможностей «Жест» из Великого Новгорода, основанный еще в 1984 году своим бессменным руководителем Надеждой Назаровой, привез в столицу красочное представление «А у нас в Новгородчине диво-то было…». Спектакль — не спектакль, концерт — не концерт… Динамичное, отлично срежиссированное действо, в котором чередуются народные танцы, песни, сказки и потешки, цепляющие своим «двойным дном» не только детей, но и взрослых.

ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА КУЛИС

Посетители «Протеатра» знают: создатели и артисты инклюзивных коллективов готовы использовать любую возможность, чтобы посмотреть работы друг друга, перенять опыт, поделиться проблемами. Не стал исключением и «Пасхальный дар». То тут, то там в толпе зрителей мелькали знакомые лица режиссеров и артистов из разных коллективов, внимательно следивших за работой коллег.

«Это замечательная идея — вывести инклюзивные театры на улицу! — воскликнул Владимир Чикишев. — Важно, что все это происходит в Москве, в центре города. Инклюзивные театры нужно пропагандировать, особенно — если в них участвуют дети. Огромное спасибо «Золотой маске», всем, кто организовал этот фестиваль и пригласил сюда наш театр. Мы все получим здесь совершенно новый опыт. А еще мы смотрим спектакли других театров, что тоже очень для нас важно».

«Наш театр — народный, и выступать для народа всегда было главным нашим удовольствием! Здесь, в Москве, замечательная публика!» — вторила ему Надежда Назарова.

На реакцию публики обратила внимание и менеджер РОО СТР «Круг» Елена Попова: «Наш спектакль «Онегин» очень хорошо приняли на Манежной площади. Зрители выстояли все 45 минут, кое-кто плакал, кто-то спросил режиссера Наталью Попову: «Как вы так делаете, что в нас мурашки по коже?» Хотя сами мы знаем, что не все удалось сделать так, как планировали. Одним словом, как эксперимент, уличный показ — это прекрасный формат, а как прививка зрителям добросердечия — тоже, наверно, хорошо».

Гораздо сдержаннее оказался худрук театра «Круг II» Андрей Афонин. «Мы не в первый раз работаем на улице и знаем эту специфику, — отметил он. — Выступление на улице — довольно серьезное испытание для любого артиста. Здесь у зрителя много отвлекающих моментов и он легко переключается. Особенно серьезно это испытание для актеров с особенностями развития. Здесь другой уровень внимания и концентрации, здесь нужно быстро реагировать на реакцию публики, забирать ее внимание. В этот раз у нас были и наши опытные актеры и те, кто на улице выступал впервые — и разница в их игре была заметной. Но это — ценный для нас опыт.

На мой взгляд, выступление на улице — важный шаг в интересах культурной инклюзии. Количество людей, посмотревших за время Пасхального фестиваля особые театры со всей страны, превосходит во много раз число тех, кого может собрать каждый коллектив по отдельности или даже фестиваль особых театров. Хорошо, что обычные горожане смогли увидеть разные и очень самобытные театральные коллективы. Это — важный шаг вперед, к инклюзивному обществу, где право на создание культурных ценностей признается за каждым!».

Екатерина ЗОТОВА