Начало Статьи 07-08_2016 ТЕРРИТОРИЯ МУЖЕСТВА
ТЕРРИТОРИЯ МУЖЕСТВА | Печать |

Государственный музей — Гуманитарный центр «Преодоление» им. Н.А. Островского знают и любят многие москвичи. За интересные разноплановые экспозиции, за красочные выставки, за камерные музыкальные вечера с участием первоклассных исполнителей. Но прежде всего — за бережное сохранение памяти о писателе Николае Островском и многочисленном племени «корчагинцев» — людей, которых его герой, Павка Корчагин, вдохновил на преодоление тяжелых заболеваний и травм.

Мы встретились с директором музея Ольгой Ильиничной Девичевой и заместителем директора по работе с людьми с ограниченными возможностями Татьяной Владиленовной Крез между двумя знаменательными датами, связанными с историей музея и его героя. В 2015 году музею исполнилось 75 лет, а 22 декабря 2016 исполняется 80 лет со дня смерти писателя. Поэтому первый наш вопрос, естественно, был о том, с чем пришел коллектив музея к этим датам.

О.И. Девичева: Трудно кратко ответить на ваш вопрос, тем более что круглых дат у нас за последнее время было не две, а гораздо больше. Поэтому начну с самой первой.

29 сентября 2014 года мы отметили 110-летие со дня рождения Николая Островского. К этому юбилею был приурочен выход книги нашего научного сотрудника Тамары Ивановны Андроновой «Так мало осталось жить…». Это самая полная научная биография Н.А. Островского. Нам особенно приятно, что предисловие к ней написал известный литературный критик Лев Аннинский. Вообще это — редкий случай, когда издание понравилось всем. Многие люди просят прислать им эту книгу, и мы никому не отказываем.

В феврале 2015 года открылся первый зал новой экспозиции «Салон княгини Зинаиды Волконской или Театр эпохи аристократов» — итог нашей двухлетней работы. Реализации проекта предшествовала подготовка концепции экспозиции (автор — Т.П. Поляков) и художественного проекта (автор — А.С. Шапин). Художественное решение зала представляет собой реплику на тему салона и театра (в доме Волконских был домашний театр), а также истории здания конца XVIII — начала XIX вв.

Т.А. Стальнова: Мне так нравятся ваши «Салоны…», которые продолжают традиции знаменитого Салона Зинаиды Волконской! Расскажите подробнее об истории дома…

О.И. Девичева: В доме, где мы находимся, как в капле воды, отразилась более чем 200-летняя история московской культуры. Ведь это здание построил знаменитый архитектор М. Казаков, оно уцелело в пожаре 1812 года. Здесь в разные годы бывали Пушкин, Жуковский, Вяземский, позже пели Собинов и Шаляпин… Горький читал здесь пьесу «На дне», здесь же, пока строилось здание в Камергерском переулке, репетировали артисты МХТ… В наших фондах немало экспонатов, отражающих историю дома!

Е.И. Зотова: И все же давайте вернемся к Островскому…

О.И. Девичева: Но прежде я хотела бы напомнить еще об одной великой дате. В 2015 году страна отмечала 70-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне. Государственный музей Н.А. Островского был создан за несколько месяцев до начала войны. С первых ее трагических дней сотрудники музея выезжали на призывные пункты, на железнодорожные вокзалы к отправляющимся на фронт воинам с рассказами о Николае Островском и его творчестве. Отмечая особую роль музея и его деятельность на фронтах войны, Белорусский фронт выделил музею агитмашину, настоящий «музей на колесах». Яркая, с плакатами и цитатами, машина колесила по фронтам с лекциями и показом фильма Марка Донского «Как закалялась сталь», который вышел в 1942 году. Беседы и демонстрация фильма проходили под огнем противника, в такой близости от фронта, что был случай, когда из-за непрерывной бомбежки показ фильма прерывался 22 раза.

Нет в мире другого примера такого воздействия на людей художественного произведения! Роман «Как закалялась сталь» стал самым читаемым в годы Великой Отечественной войны. Ираклий Андроников вспоминал, как во время войны встретил в Москве одного журналиста. «Где ты сейчас?» — спросил я его. — «На Втором Белорусском». — «Кто там у вас работает из писателей?» — «Лучше всех, пожалуй, покойный Николай Островский».

На 70-летие Великой Победы наш музей откликнулся и большим выставочным проектом «Люди! Покуда сердца стучатся, помните!». В нем были использованы как традиционные выставочные приемы, так и современные формы (мультимедиа, проекции). В центре внимания оказались подлинные материалы о деятельности нашего музея в годы войны и роли книги «Как закалялась сталь» в общенародной победе над фашизмом.

В продолжение темы был разработан проект «Музей на колесах». Его база — автомобиль «ГАЗ»-0330, идентичный агитмашине военного времени. Он оформлен точно по описанию тех лет. 9 мая 2015 года музей работал в Екатерининском парке города Москвы, в центре народных гуляний. Посетители смогли послушать те же лекции, что и в 1940-е годы, посетить мастер-классы для детей и родителей («Нарисуй открытку», «Сделай фронтовую пилотку»), а также послушать песни военных лет в исполнении лауреата Международной премии Н.А. Островского Виктора Соломенцева.

А в декабре 2016-го, в память о Николае Островском, в музее традиционно состоится торжественная церемония награждения лауреатов Международной премии Н.А. Островского. Она была учреждена для поощрения людей с ограниченными возможностями здоровья за выдающиеся успехи в труде, творчестве, спорте, проявивших личное мужество и героизм в чрезвычайных обстоятельствах, в том числе на службе в армии, флоте и правоохранительных органах. Эту премию получают и те, кто оказывает инвалидам всестороннюю помощь или пропагандирует творчество и жизненный подвиг Н.А. Островского.

За годы существования премии ее получили 130 человек и 11 коллективов. Среди лауреатов — народные артисты СССР Василий Лановой (2004) и Иосиф Кобзон (2006); заслуженный артист России и Украины Владимир Конкин (2004); инвалиды военной службы — депутат Государственной Думы РФ Владимир Крупенников (2007) и Герой России Игорь Задорожный (2009); руководитель Медико-реабилитационных центров заболеваний опорно-двигательного аппарата, народный артист России Владимир Дикуль (2011); заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по образованию, доктор философии Олег Смолин (2008); Президент Всероссийского общества глухих и Международного комитета спорта глухих, член советов по делам инвалидов при Президенте РФ и Председателе Совета Федерации РФ Валерий Рухледев (2013), лауреат международных конкурсов, певица из Адыгеи Чениб Нафсет (2014), выдающийся деятель культуры Китая, член Союза писателей, член Союза художников КНР Гао Манн (2004), вице-президент Эквадора Гарсес Ленин Вольтер Морено (2014), участник Движения сопротивления в Греции, Лауреат Международной Ленинской премии Манолис Глезос (2015), Чрезвычайный и Полномочный Посол республики Куба Хорхе Марти Мартинес (2007)…

А еще в юбилейном для себя году Музей-центр выступил с инициативой вернуть роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» в школьную программу по литературе.

Е.И. Зотова: Надеюсь, она получила поддержку?

Т.В. Крез: Нас действительно поддержали все: и посетители, и писатели, и паралимпийцы, и общественные организации… Все — кроме Министерства образования. Оно ответило очень «грамотно»: Николай Островский — хороший писатель, и никто не мешает учителям включать его во ВНЕКЛАССНОЕ чтение.

Но мы не прекращаем борьбу и верим, что победим. Сама жизнь показывает, что без таких примеров нашей молодежи тяжело, ей не на что опереться.

Мы-то были счастливыми. У нас были и Павка Корчагин, и Алексей Мересьев, которые достигли всего, чего можно, будучи неподвижными, слепыми, без ног… Мы невольно сравнивали себя с ними и думали: «А я-то чего ною? У меня и ноги-руки целы, и голова на плечах…»

Мы видим, как меняются школьники, которых приводят к нам на экскурсии. Они приходят, скептически настроенные: «Ну, что вы нам можете еще рассказать?» А уходя, покупают наши книги, приходят на наши мероприятия… Зал «Преодоление» действует на них, как волшебная палочка. Они проникаются идеей мужества, силы духа, узнают о своих современниках, повторивших подвиг Островского. Узнают об Олесе Владыкиной, которая, потеряв руку, стала чемпионкой Паралимпиады по плаванию. Об Александре Похилько, который родился без кистей рук и без ног, оказался в детдоме, но, благодаря своему таланту и приемным родителям, стал художником, окончил Суриковский институт. Мало того, он на протезах участвовал в покорении высочайшей вершины Африки — Килиманджаро!

У нас есть проект «Равный среди равных». Мы приглашаем таких людей на встречу со школьниками. Они сидят рядом, смотрят друг на друга. И когда незрячий человек или инвалид на коляске говорит им: «Если у кого-то есть проблемы — подходите, поможем решить!» — дети слушают их с широко открытыми глазами. Они понимают: вот она жизнь, вот честь, вот достоинство! Вот с кого нужно брать пример! Один подросток после такой встречи сказал: «Я понял, что у меня неограниченное здоровье, но такие ограниченные возможности по сравнению с вами!»

Т.А. Стальнова: Да, такие примеры для детей очень важны. И хотелось бы, чтобы школьники в вашем музее появлялись как можно чаще!

О.И. Девичева: Мы тоже к этому стремимся. В рамках проекта МЦМР Департамента культуры города Москвы Музей-центр представляет урок истории «Экспедиция в 30-е годы» в поддержку темы «Общественно-полити­ческая и духовная жизнь СССР в 20-30-е годы ХХ века» по учебнику истории для 9-го класса (Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. «История России XX–начало XXI века» Просвещение, 2013). Урок проводится в мемориальных комнатах с максимальным привлечением подлинных экспонатов.

Основная задача этого урока — погружение детей в эпоху 30-х годов. В самых обычных вещах бытового обихода можно обнаружить отражение сложных общественно-политических процессов. Участники урока — дети и учителя — должны увидеть сложные духовные процессы, рассматривая мебель, драпировки, агитационный фарфор, всю мемориальную обстановку. Дети видят реальную квартиру 30-х годов, им все очень интересно. Они узнают, как определенные идеи находят отражение в «малом пространстве» квартиры. После этого проходит обсуждение увиденного и услышанного. В результате ребята с помощью педагогов способны на обобщения в масштабах города и страны.

Т.А. Стальнова: Часто ли приезжают к вам детки из других городов России?

О.И. Девичева: Часто. Мы проводим фестивали и форумы «Цветик-семицветик», «Россия — мое Отечество» на которые приезжают ребята как с инвалидностью, так и без нее из многих городов.

Т.В. Крез: В последние годы мы развиваем и новые формы общения с людьми, которые интересуются нашей тематикой. Не так давно мы провели Интернет-викторину. Выложили вопросы по роману «Как закалялась сталь» и жизни Островского. Дети прислали множество ответов, лучшие получили дипломы.

Е.И. Зотова: Я слышала, что в последнее время при музее возник Координационный центр по работе с инвалидами…

О.И. Девичева: Совершенно верно. В августе 2015 года приказом Департамента культуры города Москвы на нас были возложены функции городского музейного центра по социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами. В этом направлении мы тесно сотрудничаем не только со всеми другими музеями столицы, но и с фондом поддержки работ по адаптации городской среды для маломобильных групп населения «Город без барьеров», с Институтом «Реакомп», с социальным движением АНО «Белая трость».

Задача эта для нас не нова — по сути, Музей Н.А.Островского занимался этим всегда. Но теперь у нас появились и дополнительные обязанности, и дополнительные возможности. Мы стараемся показать коллегам весь опыт, накопленный за многие годы. Кстати, в проведении методических занятий музейного центра по реабилитации инвалидов нам активно помогает друг музея — незрячий историк Евгения Малышко. Мы проводим семинары и мастер-классы, причем не только на нашей базе, но и в других музеях, которые могут чему-то научить.

Е.И. Зотова: Наверняка один из них — Дарвиновский музей…

О.И. Девичева: Да, это — один из относительно новых музейных комплексов. Поэтому он более приспособлен для работы с инвалидами. Мы очень благодарны Дарвиновскому музею за возможность проведения занятий и на его базе. Однако большинство музеев не могут быть адаптированы для всех инвалидов. И мы знаем, кто лучше других работает с определенной категорией инвалидов — с колясочниками, со слепыми — и ведем людей туда, чтобы они видели, к чему надо стремиться.

Конечно же, у наших музеев в этом плане неравные возможности. Если музей расположен в здании — памятнике, его очень трудно приспособить, к примеру, для людей на коляске. Так, например, даже в нашем музее, адаптированном для всех категорий инвалидов, чтобы поднять колясочника на подъемнике на третий этаж, необходимо приложить немало усилий. Все было бы гораздо проще, если бы у нас был лифт. И ведь он был!

Е.И. Зотова: Когда?!

О.И. Девичева: Когда здесь в доме были квартиры. После создания музея лифт убрали. Сейчас его можно было бы вернуть, если бы не одно «но». В 90-е годы Елисеевскому гастроному передали подвал нашего дома, и теперь просто негде разместить подъемные механизмы. И все же мы надеемся, что этот вопрос решится…

Хотя в целом нам грех жаловаться — многим музеям еще сложнее создавать доступную среду. Но там люди развивают другие направления работы! Так, недавно Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина в Больших Вяземах подарил нам бюст Н.А. Островского, выполненный специально для незрячих посетителей. Ведь в нашем музее работает проект «За ночью всегда приходит день!», в котором мы предлагаем всем желающим с завязанными глазами стать участниками специализированной, интерактивной экскурсии для слепых, где вся информация будет восприниматься через слух и осязание. Однако далеко не все экспонаты музеев можно трогать, ведь они могут просто развалиться. Мы специально заказываем такие предметы в мастерских.

Кстати, сейчас мы работаем над справочником, в котором будут собраны сведения о том, как приспособлены музеи Москвы для разных категорий инвалидов.

Е.И. Зотова: А вы не сотрудничаете с Интернет-порталами? Есть, к примеру, такой сайт «Карта доступности», на котором отмечен и ваш музей…

О.И. Девичева: Не все люди пользуются Интернетом… К примеру, даже для меня комфортнее держать в руках традиционную «бумажную» книжку, грамотно составленный справочник…

Т.В. Крез: Там, кстати, будут указаны и все сайты музеев…

Е.И. Зотова: Со времени создания Координационного центра прошло не так уж много времени. И тем не менее: удалось ли вам найти в опыте коллег что-то новое для себя?

О.И. Девичева: Мы всегда в поиске новых форм работы, так что порой трудно сказать, что откуда пришло… В 2015 году музей начал работу с людьми с расстройствами аутистического спектра. Это очень сложная категория инвалидов. Им нужны специальные условия, их сопровождают специально обученные люди. Когда с этими ребятами начал работать главный художник музея, Заслуженный работник культуры В.Н. Богачев, один из ребят — 11-летний Маркус Мартинович — стал делать поразительные рисунки! Его имя стало названием проекта. Кстати, среди его работ нет ни одной мрачной или унылой. Все — радостные, позитивные, солнечные! В рамках проекта успешно проходят творческие мастер-классы для детей с расстройствами аутистического спектра. Развивается и комплектование фондов работами современных художников-аутистов, в частности, Святослава Родина с его необычными городскими пейзажами.

12 апреля 2016 года на форуме в Манеже «За равные права и равные возможности», посвященном проблемам интеграции и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, Музей-центр представил выставку художников-инвалидов из собственных фондов. На ней были представлены и работы Маркуса Мартиновича и Святослава Родина. Они произвели огромное впечатление на участников форума.

Т.В. Крез: А О.И. Девичева выступила на дискуссионной площадке «Спорт, культура и искусство» с докладом «Опыт и методики работы с людьми с ограниченными возможностями Государственного музея — гуманитарного центра «Преодоление» имени Н.А. Островского». Жаль только, регламент там был очень жесткий…

Е.И. Зотова: Зато у нас в газете — полная свобода высказываний и вы можете рассказывать обо всем, что считаете важным и интересным.

Т.В. Крез: Тогда поделюсь еще одним нашим проектом. Благодаря активной деятельности Ольги Ильиничны Девичевой, у нас уже четвертый год проходят интерактивные новогодние представления для детей из интернатов с очень сложными диагнозами, которых стараются никуда не приглашать. Ольга Ильинична нашла Театр марионеток, который делает специальные спектакли для таких ребят. Она сумела привлечь спонсоров, которые помогают сформировать для них полноценные подарки. Перед спектаклем мы проводим для детей экскурсию по музею и нашим выставкам. Разумеется, все детали заранее согласуются с педагогами ребят, чтобы все было доступно и понятно. И вы не представляете, какая это радость и для самих детей, и для взрослых, которые их опекают!

О.И. Девичева: А еще много лет в Музее-центре проходят репетиции музыкального экспериментального театра «Открытое искусство» для инвалидов детства с синдромом Дауна. В 2014 году мы обращались в управление Министерства юстиции РФ по Московской области с ходатайством о государственной регистрации Частного учреждения «Театр культуры «Открытое искусство». Сейчас артисты театра планируют показать у нас свой новый спектакль «Золушка».

Т.А. Стальнова: Получается, что музей — активная и яркая ячейка общества! Он встроен в него…

О.И. Девичева: …и сохраняет культурный генофонд нации. Мы хотим, чтобы те посетители, которые пришли к нам впервые, возвращались к нам снова и снова!

Беседовали Екатерина ЗОТОВА
и Татьяна СТАЛЬНОВА