Начало Статьи ШВЕЯ И ОБУВЩИК БЕЗ ДЕЛА НЕ ОСТАНУТСЯ
ШВЕЯ И ОБУВЩИК БЕЗ ДЕЛА НЕ ОСТАНУТСЯ | Печать |

В профессиональном училище «Калужский реабилитационно-образовательный комплекс» молодые люди с ограниченными возможностями здоровья получают путевку во взрослую жизнь, обучаясь востребованным специальностям.

 

С интересом рассматриваю фотографию, датированную 1929 годом. На ней выпускники калужской мастерской, созданной Московским областным отделом соцобеспечения для инвалидов гражданской войны. Нетрудно догадаться, какая славная история у этого профессионального училища. По словам его директора Андрея Волохова, в те далекие годы первоначально было открыто две мастерские — швейная и обувная. Как свидетельствуют документы, заведение не прекращало своей работы даже во время Великой Отечественной войны, обучая специальностям тех, кто возвращался с фронта покалеченным. Учащиеся шили одежду для солдат, чинили обувь, принося посильную пользу стране.

Со временем система соцобеспечения претерпела множество преобразований. Это отразилось и на судьбе учреждения. Если раньше сюда приезжали постигать ремесло ребята со всех концов страны, то сейчас — в основном из нашего региона. Открылись новые отделения, среди которых обувное, швейное, слесарное, народных промыслов и информационных технологий. В группы набирают не больше 16 человек, с подопечными работают два мастера производственного обучения.

— Все эти специальности востребованы на рынке труда,— отмечает Андрей Валентинович Волохов. — Выпускники покидают нас с набором своего инструмента, с приобретенными умениями и навыками. Они могут трудиться как на предприятиях, так и в частном предпринимательстве и даже у себя дома, организовав рабочее место за обычным столом. В общем, мы стараемся сделать все, чтобы молодые люди, чьи возможности ограниченны, могли трудоустроиться, заработать себе на хлеб.

Сроков обучения в этом образовательном учреждении нет, так как трудно определить, сколько тому или иному воспитаннику понадобится времени для освоения специальности.

— Прежде всего, — подчеркивает директор, — здесь ребята учатся верить в себя. Наш комплекс резко отличается от профессиональных училищ спецификой своей работы. Мы создали реабилитационный центр с социальной, воспитательной, медицинской службами. Реабилитационные мероприятия включают в себя три этапа. Сначала молодые люди проходят адаптацию, получают основы правовых знаний, знакомятся с профессиями. Выявив профессиональные предпочтения воспитанников, начинаем их обучение. Третьим этапом становится повышение квалификации или оказание социальных услуг. Иногда по ряду причин ребята — в основном сироты — остаются в стенах училища, пока не будут получены средства из бюджета области на приобретение жилья. Лишь потом, обеспечив их всем необходимым, мы отпускаем своих выпускников во взрослую жизнь.

Мастер производственного обучения Николай Моисеев — давний работник учреждения. К своим подопечным относится с пониманием и добротой. Учит ремеслу юных обувщиков и всячески поддерживает даже тех, кто, казалось бы, не готов усвоить простейший учебный и практический материал. Большинство его учеников работают по специальности, имеют неплохой доход и искренне благодарны своему наставнику.

Наладкой швейного оборудования ребята занимаются под руководством мастера производственного обучения Алексея Найденова. Он рассказал, что один из его учеников, Александр Сигаев, изначально отличался старанием и способностями и в итоге решил овладеть сразу двумя специальностями. И это ему удалось. Сейчас Александр живет и работает в Москве, имеет семью. Другие выпускники тоже востребованы, поскольку овладели редкой в наше время специальностью.

Швей-мотористок обучают мастера Валентина Найденова и Елена Щетинкина.

— В течение первого года девушки осваивают профессию, — поясняет Валентина Викторовна, — изучают теоретические предметы. В конце учебного года им предстоит сшить изделие, проявив все свои умения и навыки. В основном это платья для демонстрации моделей. Затем наши ученицы повышают разряд. Они также умеют шить замечательные мягкие игрушки и многое другое. Нам с ними интересно, а результаты побуждают еще более плодотворно работать. Мы всегда стараемся помочь девушкам с трудоустройством. Но даже те, кому состояние здоровья не позволяет трудиться в мастерских, могут и в домашних условиях починить одежду, нарядить себя и близких.

В училище прилагают много усилий для возрождения забытых народных промыслов. Здесь обучают художественной росписи по дереву, изготовлению художественных изделий из лозы.

В училище всегда царит оживление. Помимо занятий в мастерских ребята посещают кружки, библиотеку, интернет-кафе, спортивный зал, участвуют в различных мероприятиях. Два раза в год проходят творческие выставки, дни открытых дверей. Для всех учащихся организовано питание, иногородние проживают в общежитии. Обучение здесь бесплатное, ежемесячно выдается стипендия. Что немаловажно, за период реабилитации в училище можно окончить девятый и одиннадцатый классы в индивидуальном порядке.

Безусловно, юноши и девушки, чьи возможности ограниченны, порой ведут себя непредсказуемо, некоторые не имеют даже навыков общения. Однако благодаря поддержке воспитателей, наставников, которые всегда рядом, они учатся понимать друг друга, дружить, проявлять себя.

— В отличие от популярной сегодня идеи включения инвалидов в образовательную среду обычного учреждения, — подчеркивает Андрей Волохов, — в нашем комплексе происходит обратный процесс, когда в коллектив ребят с ограниченными возможностями здоровья входят выпускники общеобразовательных школ, привлеченные возможностью овладеть редкими профессиями. Надеюсь, эта практика получит свое продолжение, как у нас, так и в других учреждениях подобного рода...

Не будет лишним заметить, что комплекс нуждается в благотворительной помощи. Но только не разовой, как это часто бывает, а постоянной.

Работники реабилитационно-образовательного комплекса заинтересованы в дальнейшем развитии своего учреждения. Они искренне желают, чтобы дорога во взрослую жизнь для их воспитанников не была такой тернистой. С этой целью реализуются важные проекты, в планах — открытие новых отделений. Хочется верить, что число воспитанников профессионального училища будет расти, а число проблем материального характера, которых здесь тоже, к сожалению, хватает, значительно сократится.

Светлана ХАРИТОНЕНКО
г. Калуга