Начало
ТРОГАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КАК СТАРТ В БУДУЩЕЕ | Печать |

Буквально полгода назад меня задела фраза ответственного сотрудника одного из выставочных павильонов ВДНХ. В ответ на вопрос: «Почему у вас нет навигации для незрячих?» он уверенно произнес: «А зачем им сюда ходить? Они же все равно ничего не увидят»…. К сожалению, такой подход пока еще распространен в нашем обществе. Как, впрочем, и уверенность здоровых людей в своем праве решать за инвалидов, что им нужно, а что — нет.

Но с каждым годом крепнет противоположная тенденция. Группы энтузиастов в разных музеях Москвы уже несколько лет вырабатывают наиболее эффективные способы привлечения людей с разными формами инвалидности, в том числе и незрячих, на свои выставки. Один из них – создание тактильных моделей, то есть рельефных изображений и объемных копий объектов, которые можно потрогать руками.

В Государственном историческом музее такая работа ведется уже более 10 лет. Сначала она проходила в рамках программы «Прочти историю руками», а в 2019 году здесь состоялась крупная выставка с характерным названием «Трогательная история». На ней впервые были представлены тактильные модели к ключевым экспонатам музея — уникальным археологическим находкам, знаковым памятникам эпохи Древней Руси и Московского царства.

Проект был реализован при содействии Благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Научно-исследовательской реставрационной лаборатории «АрхеоЛаб». Выставка вызвала большой интерес не только у незрячих, слабовидящих и слепоглухих людей, но и у всех посетителей музея. Это побудило ее организаторов сделать следующий шаг…

25 февраля руководство ГИМа собрало пресс-конференцию, на которой рассказало о своих планах по продолжению этой работы. Научно-исследовательская реставрационная лаборатория «АрхеоЛаб» разработала проект по созданию более 30 новых тактильных моделей. Впервые в России они будут размещены не на выставке или в особом помещении, а в основной экспозиции музея.

«Мы не просто решаем некую частную задачу, не просто выставляем модели на всеобщее обозрение,— подчеркнул директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.— Мы закроем ими весь первый этаж, что даст возможность проводить для незрячих и слабовидящих посетителей полноценные обзорные экскурсии, посвященные истории России с древнейших времен до Петровского времени».

Проект стал победителем конкурса Фонда президентских грантов и уже начал осуществляться. В июне 2020 года модели займут свои места в залах музея. Среди них — тактильная модель бюста неандертальца, архитектурный силуэт знаменитого моленного места Ивана Грозного с панелью, изображающей венчание князя Владимира Мономаха «шапкой Мономаха», модель сабли в ножнах Дмитрия Пожарского. Будет изготовлен и макет здания Исторического музея, коллекция которого является частью мирового культурного наследия.

«Мы стараемся передать в своих моделях не только объем предмета, но и тактильные ощущения от различных материалов — дерева, металла, кости,— отметил учредитель «АрхеоЛаба» Иван Бирюков.— Частично мы используем возможности исторической реконструкции, восстанавливая утраченные элементы». Все модели — это не просто объемные копии, размещенные на стойках, а сложные технологические комплексы, которые помогут получить новые знания не только инвалидам по зрению. Каждая из них будет снабжена надписью, выполненной рельефным русским шрифтом и шрифтом Брайля, встроенным тифлоаудиогидом для незрячих и слабовидящих, видеогидом для глухих и слабослышащих посетителей.

Благодаря современному оборудованию с тактильными моделями и описаниями к ним, экспозиция станет доступна и слепоглухим посетителям. Стойки будут удобны и тем, кто передвигается на инвалидной коляске. «Соединение возможностей культуры и передовых технологий — ведущий вектор в развитии музейного дела», — подчеркнул Бирюков.

Выступая на пресс-конференции, президент Благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов отметил, что фонд уделяет большое внимание вопросам обеспечения доступности культурных объектов для слепоглухих и всех людей с нарушением зрения. «Я благодарен Фонду президентских грантов и Благотворительному фонду «РЕНОВА» за понимание и сотрудничество в этой сфере, — подчеркнул он. — То, о чем мы говорим здесь, сильно меняет качество жизни наших подопечных. Очень важно рассказать людям с инвалидностью о том, что такая возможность появилась».

«Незрячих людей в обществе не так много,— напомнила председатель рабочей группы по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов Диана Гурцкая.— Но для нас возможность понять, что представляет собой тот или иной экспонат, связанный с историей нашей любимой страны, — это большое счастье! Уверена, что каждый, кто выступал сегодня, вкладывает душу в то, что делает. Огромное спасибо им за это!»

Завершая выступление, Диана Гурцкая отметила, что экспертами подобных проектов должны быть люди с инвалидностью. «Они лучше всех понимают, что именно им нужно», — подчеркнула она.

И такая экспертиза состоялась прямо во время пресс-конфе­ренции, ведь к участию в ней организаторы привлекли не только журналистов, но и незрячих активистов. Они смогли протестировать тактильные модели, уже переданные в основную экспозицию музея: модель ритонов (сосудов для вина), датированных второй половиной Х в., идола — центральной фигуры Галичского «клада», датированного рубежом III–II тыс. до н.э., и другие экспонаты.

Одна из активисток, Ирина Литвиненко, посетовала, что диктор, читающий текст аудиогида, делает это слишком быстро. Проверив ее впечатление, я поразилась мягкости определения. Напористый мужской голос строчил так, будто участвовал в соревновании на скорость чтения! А ведь незрячему человеку нужно не только понять услышанное, но и «перевести» его в тактильные ощущения, что гораздо медленнее, чем увидеть глазами. Может, стоит привлечь к этой работе профессиональных тифлокомментаторов?..

А председатель Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы Екатерина Драгунова в своем выступлении напомнила о тех, кто реализует этот и многие другие проекты, реально расширяющие возможности людей. «Все экспонаты, которые мы здесь видим, сделаны силами НКО, — подчеркнула она.— Сейчас в столице работает 32 000 НКО, из них 6,5 тысяч имеет статус социально ориентированных. Именно они ведут работу по содействию тем, кого я называю «людьми с безграничными возможностями». И за последний год их стало на 1,5 тысячи больше! Создание подобных экспозиций в наших музеях наполняет понятие инклюзии в музейной деятельности особым смыслом. Они расширяют возможности не только людей с инвалидностью, но и всех посетителей, которые тоже могут потрогать экспонат, послушать аудиогид».

Судя по числу участников пресс-конференции и количеству заданных ими вопросов, проект вызвал живой интерес. Впрочем, были и скептики. Один из них задал вопрос об экономическом эффекте проекта для ГИМа. Отвечая на него, Алексей Левыкин отметил: «С одной стороны, это — расширение нашей аудитории, что для музея всегда важно. Но, с другой стороны, музей — это не способ зарабатывать деньги, музей — это способ их тратить. Ни в одной бедной стране нет хороших музеев. Наш музей призван не только хранить уникальные свидетельства истории нашего народа, но и нести эту историю в массы, чтобы мы сами и наши дети знали ее». Он сообщил, что в дальнейшем планируется оснастить тактильными макетами все филиалы музея, в том числе — храм Василия Блаженного и филиал в Тульском кремле, который откроется в этом году.

Оснащение тактильными моделями экспозиции одного из ведущих музеев страны позволит привлечь внимание общественности к актуальности создания доступной среды в учреждениях культуры, создаст пример доступных музейных услуг, который в дальнейшем может тиражироваться по всей России, и увеличит спрос на такие услуги, сделав их более понятными и интересными для посетителей с инвалидностью.

Екатерина ЗОТОВА