Начало
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ПРОЦЕССЕ НАСТРОЙКИ | Печать |

13 марта в Госдуме РФ состоялось заседание президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации. Первым в повестке дня стоял вопрос о мерах по устранению проблем при обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, а также обеспечении доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В начале своего выступления председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко напомнила собравшимся: «Встречаясь с лидерами Общероссийского народного фронта, В.В. Путин подчеркнул, что доступность услуг для инвалидов — это один из показателей здоровья самого общества. За пять лет, прошедших с момента ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, проделана существенная работа по совершенствованию нормативной и правовой базы. В общей сложности, за это время принято 36 актов правительства и федеральных министерств. Одним из важнейших документов стала Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Если в первые годы в ее реализации участвовало три региона, то сейчас — более восьмидесяти».

Однако иллюзий относительно эффективности этих мер у спикера Совета Федерации нет. «Мы видим, что ситуация еще далека от удовлетворительной, — подчеркнула Валентина Матвиенко. — Приспособление для нужд инвалидов транспортной инфраструктуры осуществляется пока в основном в крупных городах. Средства, выделяемые на эти цели регионами, несопоставимы и колеблются от 56 рублей до 21 тысячи в расчете на одного инвалида, а темпы запланированы на уровне 1-3% в год. Это, конечно же, никуда не годится. Нужна серьезная реальная работа, а не благие советы нашим потомкам.

Однако и там, где вроде бы что-то делается, люди не всегда могут воспользоваться имеющимся оборудованием. Я имею в виду, прежде всего, самоубийственные пандусы, тактильную плитку на тротуарах, которая порой ведет в никуда, неработающие устройства для глухих и слепых. Может быть, такая ситуация сложилась из-за отсутствия четкой системы государственного контроля. Решению этой проблемы должен помочь законопроект, который предоставит Правительству России и регионов право определить контролирующие органы в каждой отрасли».

В.И. Матвиенко напомнила собравшимся, что в прошлом году в программу «Доступная среда» было включено направление по созданию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. «В ближайшее время в Свердловской области и Пермском крае будут апробированы стандарты по социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, детей-инвалидов, а также модель межведомственного взаимодействия организаций. Особое внимание нужно уделить обеспечению доступности реабилитационных услуг для детей-инвалидов. Планируется создание многопрофильных реабилитационных центров для детей, в том числе — на базе действующих санаторно-курортных организаций».

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин тоже считает, что за последние годы в России многое сделано для решения проблем инвалидов. «Но, — подчеркнул он, — на этой работе нельзя останавливаться. Необходимо на всех уровнях разработать дорожные карты по обеспечению доступности. Есть регионы-лидеры, которые детально прописывают все показатели, сроки и выделяют соответствующие средства на эти мероприятия. Но есть и другие регионы — такие, как республики Марий Эл, Коми, Вологодская область, в которых, как сказала Валентина Ивановна, доступность увеличивается на 2-3% в год».

М.А. Топилин рассказал и об успехах своего ведомства. Так, в 2016 году оно вышло на достаточный уровень финансирования программы обеспечения инвалидов ТСР — 29 миллиардов рублей в год. Активно идет работа с бизнес-сообществом, распространяется положительный опыт таких крупных компаний, как РЖД, Аэрофлот, Сбербанк. «Здесь важно, чтобы на уровне регионов эта практика внедрялась и в более мелких компаниях», — подчеркнул он.

«Сейчас мы завершаем работу по серийным ТСР, чтобы в дальнейшем могли проводиться конкурсы на основе типовых контрактов. Это обеспечит нам предоставление стандартных требований к поставщикам и получение более качественных изделий, — отметил министр. — Кроме того, в закупках будет использоваться так называемый механизм «третий лишний», который обеспечивает приоритет российским производителям, что очень важно».

Отчитался об успехах и председатель Фонда социального страхования РФ Андрей Кигим. По его словам, ведомство наладило процедуру приемки ТСР. «Когда приходит коляска, она фотографируется, проверяется наличие запчастей и соответствие изделия
требованиям. Подгузники проверяются заливом воды. Мы стараемся перейти к адресной доставке гражданам ТСР. Для семей с детьми-инвалидами мы предусмотрели персональных менеджеров».

Однако, по мнению председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутата фракции ЛДПР Ярослава Нилова, российские законодатели должны еще немало поработать, чтобы навести порядок в этой сфере. «Главная цель — определить законодательные приоритеты», — подчеркнул он и перешел к их перечислению.

Прежде всего, по мнению депутата, «необходимо законодательно закрепить возможность установки пандусов и подъемников в многоквартирных домах без учета формы собственности.

Следующая важная задача — проанализировать, насколько инвалиды, получающие ТСР, защищены нормами закона «О защите прав потребителей». Из регионов поступает множество жалоб, прежде всего — на нормы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Они требуют сократить сроки заключения контрактов на закупку и доставку для социально значимых товаров и законодательно прописать процедуру обеспечения инвалидов ТСР. Сегодня сроки предоставления инвалидам технических средств реабилитации не определены, что недопустимо.

Особое внимание следует обратить на технические задания к ТСР. Простой пример. Есть инвалидные коляски, производимые в Тольятти и в Китае. Они практически одинаковы, только металл разный. У китайских колясок его качество хуже, значит, и прослужат они меньше. Но и стоят они дешевле, следовательно, более конкурентоспособны на аукционе. А в техническом задании состав этого сплава не прописан. Хорошо, что коляски теперь поставляются единым поставщиком. Надо распространять этот подход и на другие группы ТСР.

Должен быть единый подход к формированию цены на ТСР. Сегодня Счетная палата РФ отмечает, что в двух соседних субъектах Российской Федерации однотипные товары могут по стоимости отличаться в разы.

Необходимо расширять практику использования целевых сертификатов: инвалид сам сможет приобретать то, что ему действительно нужно, исходя из своих материальных возможностей.

Мы подготовили обращение в Правительство с тем, чтобы расширить существующий перечень ТСР. Надо двигаться в ногу со временем и вносить в перечень недавно появившиеся средства реабилитации, такие, как импланты или детские коляски.

И последнее: необходимо повышать общественный контроль. Не так давно по представлению Президента РФ был принят Закон «Об основах общественного контроля в РФ». В каждом регионе есть Общественная палата. Только через общественный контроль мы сможем более качественно и динамично решать эти вопросы».

Идею использования механизма закупки у единственного поставщика в Российской Федерации горячо поддержал председатель Законодательного собрания Калужской области Виктор Гриб, рассказавший о местном опыте импортозамещения. По его словам, более 20% средств, выделенных в Калужской области на приобретение ТСР, «пришлось на закупку такой специализированной продукции, как подгузники для взрослых. В области было построено и успешно развивается предприятие ООО «Гигиена-Сервис Мед». Это — первый в России проект такого рода, реализованный при поддержке Фонда развития промышленности. В 2016 году Калужским отделением ФСС было проведено три открытых аукциона по закупке подгузников, на двух победило это предприятие. В итоге 44% необходимых области подгузников теперь поставляет ООО «Гигиена-Сервис Мед».

Калужское предприятие готово увеличить производство. В настоящий момент оно загружено всего на 25%. На наш взгляд, чрезвычайно важно использовать механизм закупки у единственного поставщика в Российской Федерации с определением цены затратным методом. Это обеспечит поставку на российский рынок качественной продукции по обоснованной цене».

Более осторожно, но все же положительно, оценил такой механизм закупок заместитель председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, председатель ВОИ Михаил Терентьев. Он констатировал общеизвестный факт: конкурсные процедуры в сфере обеспечения инвалидов ТСР в настоящее время не работают. «С момента определения потребности в том или ином средстве до момента его получения проходит от 2 до 9 месяцев, а иногда и больше. Механизм единственного поставщика срабатывает по коляскам, потому что это позволяет сдерживать попадание на российский рынок некачественной продукции из-за рубежа», — пояснил председатель ВОИ.

Однако В.И. Матвиенко такое объяснение не устроило. «Мы должны защищать своего производителя, но не такими мерами! — возразила она. — Мы лишимся права выбора изделий лучшего качества! Это — очень коррупциогенный метод, и к нему стоит прибегать только в исключительных случаях. Неужели наш ВПК не может сделать конкурентоспособную по качеству и цене коляску? Наилучший механизм — целевой сертификат».

В своем выступлении М.Б. Терентьев особо выделил тему доступности подъездов в жилых домах, связав ее с необходимостью воспитания в людях чувства социальной ответственности. «Почему-то всегда считалось, что за интеграцию инвалида отвечает только государство. Конечно, социальное государство должно брать на себя заботу о малозащищенных группах населения. Но, видимо, где-то мы перегнули палку. Всем известны случаи, когда жильцы многоквартирного дома препятствуют установке пандуса, говоря: «Пусть государство о вас позаботится или переселит куда-то!».

Сейчас мы активно обсуждаем в правительстве законопроект, предлагающий финансировать создание доступной среды в подъезде за счет средств, собранных на капремонт. Не залезаем ли мы в карман граждан? Не станут ли возмущаться жильцы дома?

Конечно, государство не должно самоустраняться. Но и каждый собственник должен понимать, что он живет не один в мире. Доступная среда нужна не только инвалидам, но и пожилым гражданам, мамам с колясками, временно нетрудоспособным людям. Если собственник многоквартирного дома будет знать, что какая-то часть его средств пошла на повышение качества жизни всех жильцов, это будет правильно!»

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов обратил внимание коллег на проблему проведения медико-социальной экспертизы. Эта процедура, по его словам, излишне забюрократизирована, кроме того, в бюро МСЭ часто отсутствуют нужные специалисты. «Назрела необходимость прямого взаимодействия медицинских организаций и учреждений медико-социальной экспертизы», — подчеркнул детский хирург. Кроме того, он предложил принять закон, который позволит детям, страдающим хроническими заболеваниями и нуждающимся в постоянном медикаментозном лечении или заместительной терапии, бесплатно получать лекарства независимо от наличия инвалидности.

По итогам заседания президиум Совета законодателей рекомендовал Федеральному Собранию РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, органам государственной власти субъектов Федерации продолжить мониторинг применения законодательства о социальной защите инвалидов, а также обеспечить всестороннее рассмотрение проектов федеральных законов, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов и контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части повышения эффективности закупок ТСР для инвалидов.

Отмечая необходимость комплексного законодательного обеспечения государственной политики в части обеспечения инвалидов ТСР и эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных на эти цели, президиум Совета законодателей РФ признал необходимость дальнейшего совершенствования национального законодательства в этой сфере.

Екатерина ЗОТОВА