Начало
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЛЮБВИ | Печать |

В декабре минувшего года в Москве прошел VI Международный фестиваль телерадиопрограмм и интернет-проектов «Интеграция», организованный Международной академией телевидения и радио и Всероссийским обществом инвалидов при поддержке Правительства Москвы. На фестиваль были представлены около 250 работ в области телевидения, радио и интернета из многих регионов России, а также из Азербайджана, Беларуси, Латвии, Казахстана, Сербии, Таджикистана и других стран. Для участия в финале было отобрано 36 работ, авторы которых стали дипломантами и призерами фестиваля «Интеграция».

«Я рад, что наш фестиваль в итоге получился неформатным и не очень формальным, когда каждый может высказать все, что он думает. Но главная его заслуга — в том, что он привлек внимание к теме инвалидов. Девять лет назад ее так широко не обсуждали». Этими словами открыл фестиваль Сергей Ерофеев — исполнительный директор Международной академии телевидения и радио, декан факультета журналистики и сценарного мастерства Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина.

А название этой статье невольно дала Татьяна Батышева — заместитель председателя комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям, директор Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы, главный детский невролог Москвы. «Хочу пожелать вам смотреть на этот мир через призму любви, — подчеркнула она. — Если все наши теле- и радиопередачи, все наши интернет-проекты пройдут через эту призму, поверьте мне, весь мир будет совсем по-другому относиться к людям с особыми потребностями!»

С любовью и восхищением

Так была сформулирована одна из главных тем круглого стола «Доступная среда — мир равных возможностей», прошедшего в начале фестивального дня. Одной из первых посыл Т.Т. Батышевой подхватила председатель Московской городской организации ВОИ Надежда Лобанова.

«По телевизору про нас журналисты дают , в основном, негативную информацию. Во многих ток-шоу рассказывают истории несчастных, бедных инвалидов, вечных просителей. Так формируется определенный негативный образ. А почему бы не показать, что инвалидность не обрекает человека на бессмысленное существование, что у нас есть счастливые семьи, что многие инвалиды с детства успешно учатся и работают. И тогда «свежие» инвалиды, которые, к сожалению, были, есть и будут, поймут, что и для них не все потеряно».

Позитивную энергию, которой переполнены многие люди с инвалидностью, чувствовали все, кто пришел на фестиваль, всех объединили предложенные к просмотру сюжеты.

«Я здесь не впервые, и каждый раз меня потрясает ваш оптимизм, — признался председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. — Все в этом зале нарядные, жизнерадостные, уверенные в себе. У меня в руках газета «Русский инвалид». Главный заголовок номера таков: «Мир, наполненный красотой». Вы — удивительные люди! Вы заполняете мир тем, чего так не хватает обществу: оптимизмом, умением радоваться жизни и ценить ее. Да, у вас скромные возможности, порой вам бывает совсем трудно. И общество, и мы, журналисты, и власти должны активнее решать ваши проблемы, стараться вам помочь».

Именно на показе сильных сторон своих героев были сосредоточены авторы практически всех работ, прошедших в финал фестиваля. Несомненно, двигали ими не только любовь или сочувствие, но и восхищение своими героями. Героями и в общечеловеческом значении этого слова.

Характерно признание вчерашнего выпускника Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина Тараса Макарова (его фильм «Вадим Фиссон. Режиссер, которого носили на руках» получил Гран-при фестиваля в области телевидения): «Когда на третьем курсе института я познакомился с Вадимом Фиссоном, то сразу понял, какой будет моя дипломная работа».

Трагическое обстоятельство: основатель и руководитель петербургского театрального товарищества «Комик-трест», лауреат премии «Филантроп» Вадим Фиссон скончался буквально через несколько дней после того, как с ним было записано большое интервью для будущего фильма. Ему было всего 52 года…

Неудивительно, что на обсуждении, прежде всего, зазвучали слова благодарности за «проникновенный и светлый фильм», как охарактеризовала его Маргарита Петрова, исполнительный продюсер программы «Фактор жизни», главный редактор портала «Инва.TV». Но, на мой взгляд, не менее важно и признание Татьяны Рейхтман, начальника отдела защиты медико-социальных прав аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ: «Я не была знакома с этим человеком. Но сейчас, после фильма, мне захотелось побольше о нем узнать, пойти в его театр. Для меня его коляска, обстоятельства жизни отошли на второй план, а главными стали его искрометный ум, талант, энергия. Именно это делает его намного выше, талантливее многих физически здоровых людей. И его ироничный вопрос: «Чем я ограничен?» заставляет нас задуматься о том, какие шлагбаумы мы сами устанавливаем себе, когда идем по этому пути».

О «личных шлагбаумах» заставляют задуматься и многие другие работы, отмеченные наградами фестиваля. Например, новый фильм РООИ «Стратегия» «Мужской характер» (руководитель проекта — депутат Госдумы РФ Владимир Крупенников). Один из его героев, Дмитрий Павленко, — инвалид военной службы, психолог, руководитель реабилитационного центра. Много лет назад во время учений в руках у 18-летнего солдата взорвалась граната, разом оставив его без рук и ног. Тогдашнее армейское руководство обвинило в случившемся его самого. И только помощь журналистов, предавших историю широкой огласке, помогли Дмитрию добиться справедливости…

А потом уже сам Дмитрий стал примером для тех, кто после травмы решил, несмотря ни на что, жить полноценной жизнью. Среди этих людей — и бывший электросварщик Валерий Базин, потерявший руки в результате удара током. У него уже были жена и две дочки, так что отступать было некуда. Парень научился многое делать ногами, начал заниматься тхэквондо, в 2015 году стал серебряным призером первенства России.

Третий герой фильма, офицер спецназа Сергей Савинов потерял руку и зрение на службе: сработало самодельное взрывное устройство. Дочь родилась, когда он лежал в госпитале, а теперь она — уже взрослый человек… Она гордится отцом, который не только занимается бизнесом, но и бегает марафоны.

С целой плеядой замечательных людей знакомят своих слушателей и Светлана Воронина, создатель цикла программ «Зрячее сердце» на «Радио РАНСиС» (Москва), который получил Гран-при в области радиовещания, и Евгений Рязанцев, получивший приз за очерк «Непридуманные истории: жизнь после Чернобыля» (радиостанция Липецк FM), и автор цикла интернет-публикаций «КВН — Реабилитация смехом» Наталья Белова из города Тихвин Ленинградской области.

Впрочем, о Наталье хочется сказать особо. Она не только рассказывает жителям всей страны об интересных культурных событиях, проходящих в родном городе, но и сама служит примером того, как можно выстроить собственную жизнь вопреки обстоятельствам. У молодой журналистки серьезные последствия ДЦП: не очень внятная речь, неустойчивая походка. Но это не мешает ей активно сотрудничать в местной прессе и, как видим, успешно выходить на всероссийский и даже международный уровень.

А сколько материалов о захватывающих, поучительных судьбах и событиях осталось без призов! Впрочем, как подчеркнул один из ведущих обсуждения, заместитель декана факультета журналистики МГУ Петр Шульцман, «в этом году все работы, вышедшие в финал, достойны наград. Такого количества замечательных работ не было никогда!»

Изменить общество и самих инвалидов

А между тем дискуссия становилась все оживленнее. Согласившись с предложением Н.В. Лобановой, Маргарита Петрова вдруг повернула ее мысль в ином направлении. «Одна из задач любой программы, которая касается нашей проблематики, — подчеркнула она, — заключается в том, чтобы не только изменять отношение общества к инвалидам, но и изменять психологию людей с инвалидностью. Зачастую мы, телевизионщики, сами формируем у человека с инвалидностью иждивенческую позицию. Между тем, он должен понимать: все, что государство может сегодня для него сделать, оно делает. Но и человек с инвалидностью должен брать на себя ответственность за свою жизнь, за свою судьбу. Когда мы ищем героев, мы, в первую очередь, обращаем внимание на сильных людей. Они должны помочь людям с инвалидностью найти внутри тот стержень, который позволит им взглянуть на себя как на обычного человека и намечать цели, к которым нужно идти, несмотря ни на что. Тогда и окружающие, в первую очередь, будут воспринимать его как интересную, сильную личность».

О том, что повышение самооценки людей с инвалидностью — актуальная задача сегодняшнего времени, говорило сразу несколько выступающих. Вот что рассказал президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин:

«У нас в фонде работает девушка-колясочница из города Бийск. Поняв, как много значит для нее дистанционная работа, она решила сама создать Школу удаленных профессий, чтобы помочь людям с инвалидностью стать успешными на этом рынке. Нас удивило, что самым сложным было найти не деньги, а мотивированных людей с инвалидностью. Думаю, об этом надо задуматься тем, кто делает контент для инвалидов». И тут же В. Берхин дал совет собравшимся: «Ваш сюжет будет «цеплять» людей ровно настолько, сколько там есть живого человека. Массовому зрителю и слушателю не интересны абстрактные проблемы, ему интересна судьба конкретного человека».

Замечание верное, но нельзя сказать, чтобы очень оригинальное. Именно по этому пути идет большинство журналистов, участвовавших в фестивале «Интеграция». Чуть раньше руководитель аппарата ВОИ, президент Российского спортивного союза инвалидов Флюр Нурлыгаянов подкинул журналистам очередной вариант такого сюжета:

«Недавно я встретился со своим университетским другом, с которым не виделся со студенческих лет. Он — инвалид на коляске, и уже 10 лет живет на Афоне, работает системным администратором. Я спросил: «Как же ты живешь там на коляске?» — и услышал в ответ: «А знаешь, тут легко. Главное — чтобы ты не доставлял окружающим больше неприятностей, чем надо. Я полностью себя обслуживаю. Проблема возникает только тогда, когда дверь в келью засыпает снегом. Такое редко, но бывает. Тогда мне помогают… А в общем, я и забыл, что я — инвалид».

Подытоживая рассказ, Флюр Фаткулгаянович добавил: «Возможно, один из главных критериев фестиваля должен быть таким: как именно изображен человек с ограниченными возможностями здоровья, такой образ создается у зрителя или слушателя. Именно так многие годы на площадке этого фестиваля снимаются барьеры между людьми, формируется общество равных возможностей.

Принципы показа людей с инвалидностью, действительно, постепенно меняются. Как отметил редактор программ радио ТЕОС Олег Шевкун, «9 лет назад мы видели либо безмерное восхищение: «Надо же, ущербные, а что творят!», либо безмерное оплакивание бедных-несчастных. Сейчас рождается тон принятия, интеграции. А интеграция — это ощущение целостности, частью которой может и должен стать каждый. Мы видим сильные стороны друг друга, и на их сочетании строим нашу интеграцию. Тогда начинается человеческое достоинство, в котором я вижу одну из главных свойств интеграции!»

Однако даже корректное изображение не может гарантировать того, что голос журналиста будет услышан. О сложном пути к своему зрителю рассказала Татьяна Батышева. «Сегодня в России более 600 тысяч детей-инвалидов, и на первом месте — психические причины. Чтобы сократить это количество, необходима возможно более ранняя реабилитация. А для этого нужно активное информирование родителей о современных возможностях и путях лечения, а также о профилактике детской инвалидности. Для этого я сделала свой Инстаграм под названием «Большая мама», у него уже более 10 тысяч подписчиков. Главной целью этого проекта для меня был рассказ родителям о возможностях реабилитации «особых» детей, ответы на их вопросы. Но меня сразу предупредили: «Ни в коем случае не начинай с инвалидов — тебя никто не будет смотреть! Начни со здоровых!» Я так и сделала, и только сейчас потихоньку подбираюсь к главной цели».

Впрочем, и сегодняшние СМИ могут немало. Сергей Сырцов из Екатеринбурга рассказал, как «незрячие люди, довольно долго бились за доступность социальной сети «В контакте» для полностью слепых людей. Летом эта проблема была решена во многом благодаря поддержке СМИ. Именно она позволила нам быстро собрать под петицией 140 тысяч подписей, после чего администрация сети внесла изменения».

Кстати, сам Сергей и члены его команды, живущие в разных городах России, завоевали Гран-при в сфере Интернета за создание Интернет-портал «Люди. События. Творчество» www.tifloblog.ru. Это — аудиожурнал, в котором не только публикуются оригинальные материалы по проблемам инвалидов, но и озвучиваются статьи из других изданий.

Не останавливаться на достигнутом!

Помимо размышлений о сегодняшнем состоянии медиапространства, отражающего проблемы инвалидов, на форуме звучало немало предложений по реорганизации фестиваля. Самое неожиданное из них высказала Татьяна Купалова, представитель департамента информации и печати МИД РФ. Она предложила «наладить инклюзивный диалог на площадке ЮНЕСКО или, как минимум, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, что позволило бы в дальнейшем проводить фестиваль под эгидой этой организации». А начальник отдела перспективных проектов и анализа управления электронных СМИ Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы Ольга Лосева высказала пожелание, чтобы фестиваль проходил не один, а 2-3 дня. Это — явные показатели растущего авторитета фестиваля.

Однако опытный С.В. Ерофеев напомнил собравшимся, что для реализации любых перемен нужны ресурсы. А планов на будущее и без изменения формата оказалось немало.

Так, неизменный участник всех фестивалей «Интеграция» и многократный его призер, создатель сайта нижегородской газеты «Здравствуйте, люди!» и ряда других Интернет-ресурсов, посвященных инвалидной тематике, Андрей Анисимов заговорил о необходимости создать терминологический словарь по этой проблематике. «Нередко определений терминов либо нет вообще, либо они даны только для конкретного нормативного акта, — подчеркнул он. — В одном СНИПе одно определение пандуса, в другом — другое. Еще хуже дела обстоят в СМИ. Так, стремясь к толерантности, многие сегодня вместо слова «инвалид» используют сочетание «человек с ограниченными возможностями здоровья». Однако в российском законодательстве эти два термина далеко не равнозначны. Человек с ограниченными возможностями здоровья далеко не всегда имеет инвалидность».

С.В. Ерофеев тут же выразил готовность от лица Международной академии телевидения и радио поддержать этот проект. Но, как оказалось, А. Анисимову хотелось заручиться, прежде всего, финансовой поддержкой — и эта идея, похоже, в очередной раз повисла в воздухе. При этом сам Анисимов уехал с фестиваля с очередным призом — за создание Интернет-портала «Сеть для жизнелюба» (www.invainfo.ru).

Впрочем, в ходе обсуждения был высказан ряд предложений, не требующих дополнительных затрат. Прежде всего, речь идет о привлечении внимания журналистов к определенным темам. Среди них — инвалидность детей и профилактика инвалидности, исследование целевой аудитории, образование и культура для инвалидов.

Подводя итоги, С.В. Ерофеев уделил особое внимание потребностям инвалидов по слуху. «Когда я увидел работу сурдопереводчика, у меня возникла идея: обсудить тему «Журналистика на языке жестов». По-моему, ее еще никто не разрабатывал, — заметил он. — Кроме того, сегодня из выступления главного редактора журнала «В едином строю» В.А. Паленного я впервые узнал, что существуют специальные видеогиды и экскурсии для инвалидов по слуху. Об этом тоже нужно рассказывать!»

VI Международный фестиваль «Интеграция» показал: в России сформировалось сообщество журналистов, пишущих о людях с инвалидностью и снимающих о них сюжеты. Они готовы рассказывать обо всем, что, так или иначе, затрагивает их интересы. Главное, что им нужно — поддержка руководства своих СМИ.

И такие примеры тоже начинают появляться!

Вот что рассказала на круглом столе главный редактор телеканала «Московский образовательный» Марина Меркулова:

«Нашему каналу для школьников и их родителей всего год, и поэтому мы — дебютанты этого фестиваля. Сегодня в Москве дети с особенностями развития могут учиться в одном классе со здоровыми сверстниками. Однако далеко не все школьники и их родители к этому готовы. Когда мы планировали цикл по этой тематике, то решили, что она должна быть направлена и на детей с инвалидностью, и на здоровых ребят, которых надо подготовить к приятию таких детей в общую среду. Сегодня снято 10 серий цикла, который мы назвали «История особенного человека». У нее есть ведущая — школьница с особенностями развития Джанет Базарова. Ребятам легко и комфортно с ней общаться. В декабре мы весь день крутили ролик, посвященный Дню равных возможностей (так мы его назвали) и все наши сюжеты, которые так или иначе раскрывают эту тему».

Это сообщение вселяет уверенность в том, что перемены, происходящие в обществе, принимают необратимый характер. Оправдается ли это предчувствие?

Увидим через год — на очередном фестивале «Интеграция».

Екатерина ЗОТОВА

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!

В области телевидения Гран-при фестиваля получил выпускник Гуманитарного института телевидения и радиовещания Тарас Макаров (Москва) за документальный фильм «Вадим Фиссон. Режиссер, которого носили на руках».

Лучшими в своих номинациях
стали:

репортаж Валерии Зарембы «Дети без границ» Телерадиовещательной организации Союзного государства Беларуси и России;

документальный фильм «Мужской характер» РООИ «Стратегия» (Москва). Руководитель проекта — Владимир Крупенников;

передача Вероники Бельковой «День седьмой», выпуск № 29, «Златоустовское телевидение» (г. Златоуст).

В области радиовещания Гран-при достался Светлане Ворониной «Радио РАНСиС» (Москва) за цикл программ «Зрячее сердце».

Призы получили:

передача «От метро до самолета, или Доступное Шереметьево» Ирины Зарубиной и Алексея Упшинского — Звуковой общественно-политический и литературно-художественный журнал Всероссийского общества слепых «Диалог» (Москва);

репортаж Эрмека Актанова «Нестан Дейдиева» — Национальное радио (Кыргызская Республика, г. Бишкек);

очерк Евгения Рязанцева «Непридуманные истории: жизнь после Чернобыля» — «ТРК «Липецкое время», радиостанция Липецк FM (г. Липецк).

В сфере интернета Гран-при был отмечен Интернет-портал «Люди. События. Творчество» www.tifloblog.ru. Авторы: Сергей Сырцов, Алия Нуруллина, Анастасия Боброва. (Екатеринбург, Санкт-Петербург, Иркутск и др.).

Лучшими были также признаны:

сайт о реабилитации инвалида–колясочника www.Aupam.ru. Айрата Калимуллина (г. Казань);

Интернет-портал «Сеть для жизнелюба» www.invainfo.ru Андрея Анисимова (Нижний Новгород);

Цикл интернет-публикаций «КВН — Реабилитация смехом» Натальи Беловой (г. Тихвин, Ленинградская область.