Начало
ШКОЛА ОТКРЫТА! | Печать |

3 декабря, в Московском музее имени Вадима Сидура состоялось первое занятие «Школы Взаимной Человечности для взрослых». Инициаторами ее открытия стали слепоглухие активисты — доктор психологических наук Александр Васильевич Суворов и психолог, член Российского союза писателей, художник и актриса Ирина Поволоцкая.

Основа занятий — тифлосурдопрактика, то есть передача звуковой речи дактильно — из ладони в ладонь (от греч. daktylos — палец: слова, представленные с помощью пальцевой азбуки, для глухих и слепоглухих людей — прим. авт.). Это — единственно возможный способ общения для слепоглухих людей. Впрочем, и Александр Васильевич, и Ирина потеряли слух относительно поздно, уже в сознательном возрасте, а потому могут разговаривать с нами, зрячеслышащими, голосом. В начале занятия А.В. Суворов даже прочитал небольшую лекцию о том, как возникла и развивалась «Школа Взаимной Человечности».

Идея совместной деятельности детей с инвалидностью и без нее появилась у него еще в 1988 году, когда впервые была предпринята попытка интеграции слепоглухих подростков из Загорского детдома в обычный пионерский лагерь. Тогда Суворов и его соратники убедились в том, что для успешного общения ребят нужна специальная психологическая работа со всеми его участниками. Затем 20 лет (пока удавалось найти средства) занятия для подростков с различными формами инвалидности и без нее проводила РООИ «Детский орден милосердия». В те времена Суворов и Поволоцкая, много ездили по детским лагерям, где проводили такую работу. И вот — новый этап...

Как подчеркнул А.В. Суворов, недостаток взаимопонимания — острейшая проблема современного общества. Одна из сверхзадач проекта — чтобы как можно больше людей увидело в инвалидах, прежде всего, интересных собеседников, а не «людей с ограниченными возможностями», которым нужна только помощь. Именно поэтому тренерами в этой школе выступают яркие личности — такие, как Александр Суворов и Ирина Поволоцкая, Алексей Горелов.

Несмотря на то, что информация об открытии школы передавалась по «сарафанному радио», на первое занятие собралось больше 30 человек. Значит, потребность в том, чтобы научиться понимать другого, у людей уже есть. Однако дальше все оказалось далеко не просто. Одна из дам, работник одного из московских музеев, честно высидев лекцию, поспешила покинуть зал до начала практической части. На все уговоры остаться она в замешательстве твердила: «Я не знаю, чем я могу помочь этим людям».

Столкновение лицом к лицу с «другими» стало для нее шоком...

К счастью, гораздо больше было иных примеров. В занятиях приняли участие несколько молодых людей, которые, будучи очарованы Ириной или Александром Васильевичем, выучили дактилологию, чтобы общаться с ними. Сегодня они — опытные тифлосурдопереводчики.

Тот же путь прошла и продюсер «Школы…», ведущая вечера Александра Золотова. Кинорежиссер и журналист, она познакомилась со слепоглухими всего два года назад и, по собственному признанию, «стремительно углубилась» в их мир. Сегодня Александра готова часами говорить об удивительных деталях беззвучного общения. Например, о том, что русский язык и русский жестовый язык — это совершенно разные вещи, и потому многие глухие изучают русский почти как иностранный...

«Мы хотим обучать людей, которые работают в системе «человек-человек»: в поликлиниках, в социальных службах, в МСЭ, — делится она своими планами. — Пообщавшись с людьми с инвалидностью в такой вот неформальной обстановке, научившись основам дактилологии, они будут гораздо лучше и увереннее исполнять свои профессиональные обязанности. Для этого нужно наладить взаимодействие с государственными структурами».

Но оказалось, что подобные люди уже есть в зале! «Мы со «Скорой помощи», нас прислало сюда начальство, — признались две молодые женщины. — Часто бывает так, что мы не понимаем пациента, который не слышит. Родственники тоже не всегда могут объяснить, где и что у него болит. Кроме того, есть тонкости, которые родственники в принципе не могут передать».

Александра тут же направила медиков в группу к Алексею, который, кроме дактилологии, мог научить и жестовому языку. И работа пошла...

Занятия «Школы Взаимной Человечности для взрослых» открыты для всех желающих. Активисты готовы раз в месяц обучать своих «школяров», доводя их хоть до уровня профессионального перевода. Вопрос лишь в площадке да времени сбора…

Иван СОЛНЦЕВ