Начало
ИГРЫ ТВОРЧЕСТВА И КРАСОТЫ | Печать |

В последней декаде ноября в Москве прошли Первые Международные Парадельфийские игры, организованные Национальным Парадельфийским комитетом России совместно с всероссийскими общественными организациями инвалидов.

В адрес Парадельфийских игр, ее организаторов и участников, пришли приветствия от председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, заместителя председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, министра культуры РФ В.Р.  Мединского.

В приветственной телеграмме Д.А. Медведева, в частности, говорится:

«Сегодня в Москву приехали более пятисот одаренных юношей и девушек из многих регионов России и зарубежных государств. Все вы успешно прошли отборочные туры и готовы продемонстрировать свои уникальные способности в эстрадном, академическом и жестовом пении, живописи и скульптуре, оригинальном жанре, танцах и художественном чтении. Ваши яркие выступления вселяют уверенность и дают надежду тысячам людей с ограничениями по здоровью, но с безграничными творческими возможностями.

Уверен, что Игры станут запоминающимся событием, помогут вам сделать свои первые шаги к успеху и осуществить самые заветные мечты, а главное, доказать, что для талантливого человека нет ничего невозможного.

Желаю участникам вдохновения и удачи, а гостям — незабываемых впечатлений от пребывания в российской столице».

 

Идея родилась в России

Церемония открытия игр прошла в главном корпусе Российского государственного социального университета (РГСУ).

Ее ведущая, руководитель Центра инклюзивной журналистики РГСУ, первый вице-президент Паралимпийского комитета Москвы Полина Ибрагимова напомнила собравшимся, что традиция Дельфийских игр, посвященных богу искусств Аполлону, зародилась в древнегреческом городе Дельфы, где находилось знаменитое святилище Аполлона. Они проходили раз в четыре года и выявляли лучших музыкантов, драматургов и поэтов. С 1912 по 1948 год Дельфийские игры сопровождали летнюю Олимпиаду. Позже дельфийские и парадельфийские игры проводились во многих городах Европы. «Но только в России, — подчеркнула ведущая, — было принято решение провести Первые Международные Парадельфийские игры».

О том, как зрело это решение, рассказала президент Национального парадельфийского комитета России Лидия Абрамова. «Идея создания комитета зародилась почти 10 лет назад. Его учредителями стали Всероссийское общество слепых и Национальный дельфийский совет. Все эти годы мы готовились к этому самому важному для нас событию. Было реализовано несколько проектов, в которых приняли участие инвалиды всех нозологий.

А когда мы объявили о проведении Первых Парадельфийских игр, к нам обратилось множество людей из разных государств, которые хотели в них участвовать. Так, неожиданно для нас, российские игры превратились в международные. В них принимает участие 42 региона Российской Федерации и 12 стран мира».

«Мы очень рады появлению этого фестиваля, который объединит множество талантливых людей с ограничениями в здоровье, — подхватила эстафету первый проректор Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ), советник министра культуры Елена Благирева. — Это — важное событие в нашей истории. Организаторы прилагали титанические усилия, чтобы оно состоялось».

А начальник управления по развитию культурных центров Департамента культуры Москвы Александр Бодров рассказал собравшимся о том, какую роль могут сыграть игры в культурной жизни столицы. «Сегодня мы запускаем новый проект. Хотелось бы, чтобы он стал началом хорошей долгой истории. У нас очень много талантливых инвалидов. Но даже в организациях культуры отношение к ним не всегда такое, каким оно должно быть. В Москве создан центр “Интеграция”, который работает с одаренными инвалидами. Сейчас он объединяется в единый комплекс с музеем Николая Островского. Проводим работу по совершенствованию культуры взаимоотношений с инвалидами в наших учреждениях. Однако до настоящего времени не было большого фестиваля, в котором все могли бы принять участие. Поэтому мы очень рады появлению этого проекта».

К подготовке и проведению Парадельфийских игр подключились многие столичные учреждения образования и культуры. Отдельные его события прошли в киноклубе «Эльдар», Центре имени Мейерхольда, в музеях «Преодоление» и «Царицыно», галереях «Нагорная» и «Беляево», во Дворцах культуры ЗИЛ и РГСУ, Детской школе искусств имени В.С. Калинникова, Центральном доме ученых, а заключительный гала-концерт состоялся в Большом зале Конгрессов отеля «Космос».

А вот что рассказала проректор по методической работе и инклюзивному образованию РГСУ Альбина Бикбулатова. «Я представляю здесь сразу два учебных заведения. Во-первых, разрешите передать вам поздравления и наилучшие пожелания от многотысячного коллектива РГСУ и его ректора Н.Б. Починок. Во-вторых, я представляю здесь Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, где являюсь первым проректором. Хотелось бы подчеркнуть весомый вклад, который вложили люди с ограничениями в здоровье в мировую культуру. Учитывая это, в мы создали в Институте музыки имени А.Г. Шнитке Национальный центр развития парадельфийских игр. Надеемся, что интеграция профессионалов в области искусства и общественных организаций инвалидов пойдет на пользу процессу социальной интеграции людей с инвалидностью».

Новые проекты по развитию парадельфийского движения появлялись прямо в ходе торжественного заседания. «Как раз сейчас у нас проходит Международный форум молодых журналистов «Диалог культур», в котором принимают участие журналисты из 20 стран и 45 регионов России, — сообщил председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. — Идею диалога культур мы противопоставляем хаосу, который надвигается на мир. В этом движении должны принять участие и вы. Я предложил бы организаторам рассказать о парадельфийских играх в Доме журналистов и показать работы победителей всем желающим. Вы много делаете для того, чтобы наша жизнь стала лучше, добрее, совершеннее, а самым главным словом стало слово «любовь»!»

А генеральный директор телеканала «Просвещение» Владимир Косенчук поделился своими впечатлениями от работы со студентами-инвалидами. «Я приехал сюда прямо из вуза — из Московского государственного гуманитарно-экономического университета, где преподаю. Среди моих студентов немало людей с инвалидностью. Сегодня мультимедийные технологии позволяют им создавать качественные продукты не отходя от компьютера и полноценно вливаться в социальную жизнь».

На этом же заседании прошла и презентация нового совместного проекта РГСУ, Паралимпийского комитета Москвы и Национального Парадельфийского комитета России под названием «Ассоциация инклюзивных коммуникаций». Важным итогом работы, проделанной при подготовке этого проекта, стало подписание Соглашения о партнерских взаимоотношениях между Союзом журналистов России и Ассоциацией инклюзивных коммуникаций.

«Когда мы говорим о будущей ассоциации, мы говорим об открытой площадке, — подчеркнул декан факультета коммуникативного менеджмента РГСУ Игорь Романов. – Ключевое слово здесь – «открытая». Я очень хочу, чтобы на базе будущего центра инклюзивных коммуникаций мы смогли организовать открытое общение всех, кто заинтересован в этой теме. Открытое общение между журналистами, работающими с разной аудиторией, открытое общение между студентами разных вузов, открытое общение с волонтерами, которые стремятся сделать этот мир лучше».

 

В зеркале прессы

После завершения церемонии открытия состоялась презентация изданий СМИ, представленных на Первых Международных Парадельфийских играх в номинации «Аудиовизуальное искусство».

Среди участников оказалось много иностранных радиостанций. Примечательно, что все они ставят перед собой одну цель — социализацию людей с особенностями психического и ментального развития.

Почему? Ответ на этот вопрос россиянам не очень понятен.

Суть дела легко разъяснили представители итальянского радио Larghe Vedute. «38 лет назад по всей Италии закрыли психиатрические больницы. Мы думали, что это поможет быстро преодолеть различия между сумасшедшими и так называемыми нормальными людьми. Но все эти годы мы продолжаем строить мост к тем, кто раньше находился в психиатрических клиниках, а сейчас живет среди нас. Экономические кризисы и миграция только усиливают проблемы. А такие радиостанции, как наша, становятся частью этого моста»…

Специализированные радиостанции есть и в России. На играх их представлял главный редактор «Радио ВОС» Иван Онищенко. «Мы — интернет-радиостанция, созданная в 2010 году, — пояснил он. — С самого начала мы пошли по рискованному пути прямых эфиров — и выиграли. Прямые эфиры идут практически каждый день; всего же у нас 45 циклов передач самой разной тематики. Нас принимают в 40 странах, в месяц нас слушает 30 тысяч человек. Сегодня мы являемся самой крупной радиостанцией для слепых людей. В коллективе 9 человек, и 5 из них, в том числе и я, — инвалиды по зрению. Наша главная задача — заинтересовать зрителя независимо от того, есть у него инвалидность или нет».

Однако специализированные СМИ в России — это не только радио. На Парадельфийских играх выступила и главный редактор портала «Инва.TV», продюсер телепрограммы «Фактор жизни» Маргарита Петрова. «Хочу передать вам привет от депутата Госдумы¸ руководителя РООИ «Стратегия», ведущего программы «Фактор жизни» Владимира Александровича Крупенникова. Наша программа выходит на ТВЦ уже 9 лет. Ее формат предполагает приглашение гостя — эксперта в той или иной сфере. Мы рассказываем абсолютно обо всех сторонах жизни инвалидов, затрагиваем наиболее острые проблемы. Но очень трудно вместить в 26 минут в неделю все богатство событий, которые происходят в Москве и Подмосковье. Поэтому на портале «Инва.TV» тоже создана видеорубрика, сюжеты которой рассказывают о жизни инвалидов. Кроме того, там выложены 20 документальных фильмов продолжительностью 44 минуты, посвященных людям с инвалидностью.

На мой взгляд, самое главное, — подчеркнула М. Петрова, — когда журналисты не равнодушны к своим героям. Тогда наши программы интересны, полезны людям и, главное, затрагивают лучшие стороны зрителей».

Новые кадры для российского медиапространства будет ковать киношкола «Без границ» — проект по подготовке специалистов кинематографических профессий из числа молодежи с ограниченными возможностями, о котором рассказал его продюсер Петр Алтунин. «Пока завершается набор на специальности «режиссер» и «сценарист», но в дальнейшем школа планирует охватить весь спектр профессий в области кино. Занятия начнутся с января на базе реабилитационного центра «Преодоление». Мы уже познакомились с большим количеством самоучек, которые, несмотря на огромные сложности, сами снимают и монтируют ролики. Их надо поддерживать!»

На Парадельфийских играх были представлены и печатные СМИ — газеты «Надежда» и «Нить Ариадны», журналы «Страна и мы», «Жизнь с ДЦП» и «В едином строю». Участвовала в них и газета «Русский инвалид».

Главный редактор «Русского инвалида» Вадим Окулов напомнил собравшимся: «Русский инвалид» — первая в мире благотворительная газета. Она основана в 1813 году скромным чиновником Павлом Пезаровиусом, чтобы аккумулировать пожертвования на поддержку воинов, получивших ранения и увечья в войне с Наполеоном, солдатским вдовам и сиротам. Со временем газета стала органом военного министерства и вместе с ним была упразднена Временным правительством в июле 1917 года.

Свою новую жизнь газета обрела в 1992 году под руководством опытного журналиста Николая Николаевича Жукова как орган Московской городской организации ВОИ. Вскоре в редакцию пришли молодые журналисты — фотограф Оксана Смидович и корреспондент Екатерина Зотова, которые стали незаменимыми сотрудниками. Сегодня практически все члены нашей маленькой, но боевой редакции — люди с инвалидностью».

Как и другие участники, газета «Русский инвалид» и ее ведущие сотрудники получили сертификат Первых Международных Парадельфийских игр и статуэтку Богини победы Ники.

…Для рассказа о всех событиях Первых Международных Парадельфийских игр не хватило бы и целого номера нашей газеты. А между тем, их организаторы вынашивают грандиозные планы.

Еще на стадии подготовки первых Парадельфийских игр на совещании, которое состоялось в ЦП ВОИ в апреле нынешнего года, первый заместитель председателя ВОИ, президент РССИ Флюр Нурлыгаянов отметил, что участие в Парадельфийских играх инвалидов разных категорий поможет сплочению людей, преумножению художественных богатств, сохранению и развитию культурных традиций. Проведение Парадельфийских игр в России будет способствовать гармонизации общества.

 

На пространстве человеческих отношений

О самих играх, об их задачах и перспективах рассказывает исполнительный директор Национального Парадельфийского комитета России Наталья Крель:

«Первые Международные Парадельфийские игры носили презентационный характер. Мы увидели на площадках игр победителей и лауреатов всероссийских и международных конкурсов. Они продемонстрировали свой талант в 8-ми номинациях: изобразительное, аудио-визуальное, театральное, музыкальное искусство, художественное слово, хореографическое искусство, оригинальный жанр и жестовая песня.

Каждый день — с 24 по 27 ноября — 18 площадок Москвы принимали участников и гостей Игр. Их работы, достижения, результаты, вместе со зрителями, смотрели и обсуждали члены Творческого совета Игр — 28 заслуженных деятелей культуры и искусства, ведущие преподаватели, профессора МГИМ им. А.Г. Шнитке, Высшей школы музыки им. А. Шнитке (институт), Российской государственной специализированной академии.

Итоги Первых Международных Парадельфийских Игр подвел заключительный гала-концерт, который прошел 28 ноября в Большом зале конгрессов Отеля «Космос». Гала-концерт объединил на сцене более 100 талантливейших исполнителей и коллективов со всех регионов России и зарубежных участников.

Парадельфийские игры, все парадельфийское движение, безусловно, носят системный характер. Они могут и должны кардинально изменить ситуацию и дать возможность людям с инвалидностью, любой нозологии, в любом регионе страны, получать профессиональное образование — от начального до высшего — в сфере культуры и искусства. Уже сегодня все образование должно стать доступным для них, как с точки зрения доступности среды, так и с точки зрения получения самой образовательной услуги, возможности получения любой творческой специальности.

Именно система образования может и должна поддерживать талантливую, одаренную молодежь, открывая ей перспективы и возможности не только участия в творческих фестивалях и конкурсах, но и профессиональной деятельности в области культуры и искусства.

Министерство труда и социальной защиты РФ, поддерживая это движение, может способствовать расширению социокультурной реабилитации людей с инвалидностью, использованию лучших практик арт-терапии, вовлечению в эти мероприятия широкого круга людей с инвалидностью во всех уголках страны, развитию массового движения. А также — созданию новых рабочих мест в сфере культуры и искусства, во всех сопутствующих им областях, развитию новых специальностей для людей с инвалидностью.

Простое правило, которое уже сегодня может быть реализовано везде: всегда включать талантливых людей из числа инвалидов, лучшие коллективы — победителей региональных отборочных этапов Парадельфийских игр, победителей и призеров Игр, лауреатов всероссийских фестивалей, проводимых различными общественными организациями инвалидов, — в работу всех творческих площадок, от самых рядовых до самых рейтинговых. Тогда мы сможем увидеть работы удивительных, талантливейших художников и фотографов, артистов и музыкантов на крупнейших вернисажах, на популярных фестивалях, в концертах, которые демонстрируют центральные каналы ТВ.

Парадельфийское движение открывает возможности для развития международных связей. Главные критерии для участия — только талант и серьезные творческие достижения.

По итогам игр состоится серьезный разговор в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в Комиссии при Президенте по делам инвалидов — в рабочей группе по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества. Нам очень важно, чтобы парадельфийское движение получило государственную поддержку, стало таким же массовым, как и паралимпийское.

Хочу особо обратиться к нашим участникам — гостям из других стран мира: рассказывайте у себя дома о парадельфийских играх в России! Ваш голос очень важен и нужен нам всем!

Людям с инвалидностью часто дано понять, увидеть и услышать чуть больше, иначе, по-новому. Они открывают нам новый взгляд на привычное, раздвигают привычные культурные горизонты. Они вносили и вносят огромный вклад в развитие культуры и сохранение мирового культурного наследия. И этот вклад в культуру общество должно не просто оценить, но и включить в единое культурное пространство.

Люди с инвалидностью могут и должны занять достойные места на лучших сценических, театральных, выставочных площадках! Они могут и должны стать ведущими режиссерами, актерами, фотографами, журналистами! Парадельфийское движение не только позволяет системно и разумно выстроить межведомственную работу, избегая разобщенности между ведомствами, — оно формирует то пространство человеческих отношений, тот отклик человеческой души, которое мы называем инклюзией, равными правами, доступной средой!»

Итак, родился новый для России масштабный и уникальный проект. Это еще один шаг на пути интеграции в общество людей с инвалидностью. Надо только создавать условия, чтобы общество об этом знало, как можно больше.

Екатерина ЗОТОВА