Начало
МИР, НАПОЛНЕННЫЙ КРАСОТОЙ | Печать |

Первая международная выставка работ художников с инвалидностью «Мир, как мы его видим» была открыта в Минске, в новом Инвацентре Белорусского общества инвалидов. Более сорока произведений четырех московских и трех белорусских художников экспонировались с 18 по 22 октября.

Выставку организовали Московская городская организация ВОИ, АНО защиты прав инвалидов «Международная академия доступности и универсального дизайна» и Социальное учреждение «Инвацентр» Белорусского общества инвалидов при финансовой поддержке ДТСЗН города Москвы, ВОИ и БелОИ.

Открыла экспозицию директор инвацентра Светлана Колобаева. Она поздравила всех участников выставки с их искренними и талантливыми работами и поблагодарила всех, кто принимал активное участие в совместном проекте, — инициаторов проведения совместной выставки: председателя МГО ВОИ Н.В. Лобанову, председателя правления Международной академии доступности и универсального дизайна А.Д. Бавельского, председателя БелОИ В.П. Потапенко, а также председателя Минской городской организации инвалидов Л.Т. Калмыкову и представителей минского отделения клуба «Ночные волки» за помощь в организации и оформлении выставки.

Светлана Геннадьевна подчеркнула, что выставленные картины стали результатом упорного труда и огромных усилий людей с ограниченными возможностями: «Выставка еще раз подтверждает: как бы ни был человек болен, в каких бы сложных обстоятельствах он ни оказался, он способен творить и создавать прекрасное. Таким людям очень важно ощущать себя равноправными членами общества. Какими бы способностями ни обладал человек, он будет счастлив лишь тогда, когда сможет дарить плоды своего таланта окружающим».

Надежда Валентиновна Лобанова рассказала о том, что в Москве в Арт-салоне МГО ВОИ постоянно проводятся выставки художников с инвалидностью по программе реабилитации людей с инвалидностью через искусство и творчество. «Цель минской выставки — обмен опытом», — подчеркнула Н.В. Лобанова и поблагодарила В.П. Потапенко за содействие в реализации этого совместного проекта.

«Некоторые работы, представленные здесь, я уже видел на выставке в здании Московской городской организации ВОИ, — сказал в своем выступлении А.Д. Бавельский. — Но то, что я увидел здесь, меня просто потрясло. Это — шедевры, и я рад, что меня пригласили участвовать в этом проекте. Желаю художникам вдохновения. Будет оно — будут и новые работы, которые мы сможем продвигать дальше! Следующую выставку мы в ближайшее время проведем в здании Государственной думы РФ и, конечно, пригласим наших белорусских коллег».

Дальнейшие планы сотрудничества нашли свое отражение в трехстороннем соглашении о сотрудничестве между МГО ВОИ, Инвацентром и Международной академией доступности и универсального дизайна, которое было подписано на открытии выставки. Председатель Белорусского общества инвалидов Владимир Петрович Потапенко сердечно поприветствовал участников выставки, поблагодарил московских друзей за деятельное участие в работе нового реабилитационного центра, пожелал художникам дальнейших успехов, а всем хорошего, доброго начала.

Гости приступили к осмотру экспозиции и общению с авторами работ, Владимир Павлович Потапенко — к вручению минским и московским художникам дипломов. А многочисленные фоторепортеры нацелили свои объективы на произведения искусства…

В объективе — пейзажи Дмит­рия Лозового (Минск). «Почему меня выбрали участником выставки?» — искренне удивляется очень скромный Дмитрий. И с охотой объясняет, как он смотрит на мир: «У меня реалистичное видение мира. Я замечаю красоту простых предметов в жизни человека. Меня вдохновляют простые люди в рабочей одежде, когда они чем-то заняты. Здесь на выставке мои старые пейзажи. А сейчас оттачиваю портрет».

Утонченные пейзажи Ивана Петручика (Минск) точно соответствуют названию выставки. Мир его работ прекрасен. Его пейзажи излучают свет от увиденной художником реки, зимней рощи, монастыря на холме. К сожалению, Иван Петручик не смог лично участвовать в вернисаже и мы не смогли с ним поговорить. Но о многом рассказали его удивительно теплые белорусские пейзажи — такие же добрые, как и сама белорусская земля.

Работы Татьяны Шалькевич (Минск). Татьяна — художник-оформитель по образованию. Вот, что она говорит о себе: «Наверно, из-за того, что у меня слабые мышцы, я пытаюсь выразить свою силу через картины. У меня люди — с большой мышечной силой, сильные животные: тигры, акула.

Люблю кропотливый и сложный рисунок. Стараюсь комбинировать несколько стилей. Много лет я занималась только декоративно-при­кладным творчеством, а месяца два назад решила вернуться к живописи, Для меня мир настолько разнообразен, что мне хочется скомпоновать на картине все-все…».

Поразительно контрастны работы Юлии Буровой (Москва). Декоративная геометрия ее абстракций строга, а рядом — натюрморты в голландском стиле. «Это копии голландских мастеров, но освеженные, краски немного другие, — поясняет Юлия. — Такая работа пишется два-три месяца, самой миниатюрной кисточкой. Люблю абстрактное искусство. Мои любимые художники — Василий Кандинский и Пауль Клее: их «лоскутная» техника, разнообразие цвета меня очень вдохновляют, а творчество спасает меня от депрессий».

Юлия, как всякий талантливый человек, талантлива во всем: она пишет стихи, вышивает… И может часами говорить о живописи, спорить об искусстве.

Ирина Витошинская (Москва) порадовала целой экспозицией своих полотен. Ирина — художник и человек многоплановый. Она преподает в собственной художественной студии, более того, разработала авторские уроки по изобразительному искусству. Ирина — член Московского союза художников, лауреат многих выставок, обладатель многочисленных премий, в т.ч. и международной премии «Филантроп». Участница выставки «Здоровье нации — основа процветания России» — там была представлена масштабная экспозиция ее работ.

Замечательные слова сказала Ирина: «Художник может по-разному видеть мир в разные периоды. Когда-то у него жизнь горит, когда-то идет разложение по полочкам — как мозаика складывается. Твоя картина может быть нежным парением, а может быть настолько материалистичной, что прямо кожей чувствуется. В зависимости от того, что ты транслируешь этому миру. Я, видимо, прихожу к каким-то философским концепциям: надо писать больше душу, чем материю.

Сейчас я пишу цветы. А Леонардо да Винчи говорил: когда пишете цветы, вы отдыхаете. Я бы вообще хотела пожелать всем нам гармонии, чтобы человек открывал себя и помогал другим. Я очень рада приехать в Минск. Очень меня одухотворил уровень людей здесь: сколько добра. Я в первый раз в Минске, но я сюда приеду снова».

Живопись Марии Загорской (Москва) наполнена светом, напоминая полотна импрессионистов начала прошлого века. На них много экспрессивных линии, а яркая цветовая гамма пейзажей соответствует и характеру Маши — всегда радостной и не унывающей, несмотря признаки ДЦП, которые она преодолевает, не давая себе поблажки. Ей по душе авангард и фэнтези. Ее картины по произведениям Булгакова и Маркеса разошлись по частным зарубежным коллекциям, сказки с ее иллюстрациями читают дети.

«Бросаюсь из одной техники в другую, — говорит Мария. — У меня есть и гуашь, и акварель, и масло, и мастихин, и цветная графика. Интересно познавать самого себя. Я вижу мир разнообразным, живым, красочным, неоднозначным — то есть чудесным. Я верю в эти маленькие чудеса, которые ты сам можешь увидеть и сам создать».

Техника, в которой работает Екатерина Крицкая (Москва), уникальна. Это не масло. Это бумага! Технически манера Екатерины приближается к аппликации и коллажу. Но с точки зрения искусства — это коллажная живопись. Вырезки и обрывки журналов, открыток, газет, простой бумаги часто всего в миллиметр толщиной складываются в живописные работы.

Вот что рассказывает мама Катерины — Ирина Нефедова, профессиональный художник: «Я с самого детства видела, что мой ребенок талантлив, но никуда не могла ее отдать: ни в одной студии в 1990-е не было сурдоперевода. У меня три девочки и старшая — ребенок-инвалид, я вынуждена была оставить свою карьеру и заниматься только ребенком.

Когда мы смотрели репортаж из Беслана — речь о теракте в школе Беслана в 2004 году, дети (у меня уже была своя художественная студия) были потрясены. И вот мы тогда в первый раз рвали бумагу и выклеивали ангела, который крыльями оберегает беслановского ребенка. Потом стали применять бумагу в других картинах. Поняли, что эта техника имеет и терапевтический эффект. В студию приходил мальчик, у которого после операции на мозжечке была парализована правая часть тела. Когда он у меня полгода позанимался, она восстановилась!».

Катя Крицкая уже много где выставлялась, стала лауреатом премии «Филантроп». В этом году ее персональная выставка была организована в Арт-салоне МГО ВОИ, затем экспонировалась в других выставочных залах Москвы. А Катя недавно закончила колледж по специальности «искусство фотографии». И любым своим творческим порывом она утверждает: красота есть везде.

…А мне, созвучно ее мнению, показалось, что название этой замечательной выставки — «Мир, как мы его видим» — очень точно отражает и внутренний мир самих художников — ее участников.

Поистине, этот мир наполнен красотой!

Елена СМИДОВИЧ