Начало
«МЕНЯ УДИВИЛИ, И Я УДИВЛЯЮСЬ» | Печать |

В связи с названием выставки в Минске — «Мир как мы его видим» — мне вспомнились стихотворные строчки московской художницы Марии Загорской:

"Меня изменили, и я изменяюсь,
Меня удивили, и я удивляюсь."

И в самом деле, удивленный взгляд на окружающий мир, способность по-своему увидеть людей и природу характерны для всех работ, представленных на выставке.

Говоря о живописи людей с ДЦП, на колясках или глухих, не надо делать акцент на инвалидности авторов. Прежде всего, потому, что их произведения по мастерству не уступают работам здоровых живописцев.

Белорусские мастера были представлены произведениями Татьяны Шалькевич, Дмитрия Лозового и Ивана Петручика. Первая из них в основном делает копии фотографий или картин признанных западных художников (в частности такого известного, как Борис Валеджо), и в этом она достигла хорошего уровня. Но все же всегда больше ценишь оригинальное искусство…

 

Свой взгляд на природу присутствует в пейзажах Д. Лозового и особенно И. Петручика. Иван любит световые эффекты. Часто он строит свои композиции таким образом, что деревья представлены в контражуре и отбрасывают красивые тени, хорошо ему удается передать и туманы, волшебно преображающие пейзаж. Таковы его «Зимний белорусский лес» и «Горбатый мостик», выполненные акварелью.

Поделюсь своими впечатлениями о работах московских художниц. Юлия Бурова, как и ее белорусская коллега Татьяна Шалькевич, умеет хорошо копировать классическую живопись, ей нравятся натюрморты «малых голландцев». Она работает в разных техниках — одинаково хорошо использует масло и акварель. Последнее время Юлия увлеклась абстрактными композициями: такова ее работа «Чистые клетки» — сплетенная мозаика из пересекающихся разноцветных окружностей. Это очень современная живопись и здесь художницу может ждать успех. Кстати, Юлия одаренная вышивальщица, участвовала в конкурсе Абилимпикса, где в номинации «вышивка» заняла первое место.

Ее подруга Мария Загорская — контактный, доброжелательный человек. Она подарила мне свой поэтический сборник «На краю любви», который весь проиллюстрирован ее рисунками. Оказывается, у нее много интересных графических работ, но на выставке она показала только живопись. В свое время Мария была в Париже и впечатления об этой Мекке художников запечатлела в цикле полотен, исполненных в стиле импрессионистов: яркие краски, обобщенные образы. Особенно запомнилась ее картина «Светлый день», где мастерски выписан один из зеленых уголков Парижа.

Но, пожалуй, самая проникновенная работа Марии — «Ангел». Показано тонко прорисованное лицо ангела, который с грустью смотрит вниз на российскую деревню и как бы вбирает всю ее в себя. Такой прием напоминает работы Шагала и некоторых представителей русского авангарда, в частности, Филонова. Но картина очень индивидуальна и глубока по содержанию.

Ирина Витошинская, пожалуй, самая опытная художница из «московской четверки». Она выставляет свои работы уже более 20 лет. Неоднократно была лауреатом премии «Филантроп»…

Ирина жизнерадостна и открыта к общению. И не случайно она любит рисовать цветы, но пишет не только натюрморты, но и большие образные картины. Интересен ее символический портрет с говорящим названием «Нимфа», напоминающий своей изысканной декоративностью некоторые картины знаменитого Боттичелли.

Витошинская любит путешествовать. Она рассказала, что недавно была в Черногории, где прошла ее персональная выставка. Кстати, Ирина не только рисует, но и преподает в собственной художественной студии «Ивита», для которой она разработала авторские уроки по изобразительному искусству.

А самая молодая участница вернисажа — Екатерина Крицкая. Она тоже участвовала во многих выставках и была лауреатом международной премии. «Филантроп». Увидев ее картины один раз, их невозможно забыть, настолько они глубоки по содержанию.

Екатерина владеет уникальной техникой живописного коллажа. Глядя издали на ее картины можно подумать, что они выполнены маслом, но подойдя поближе, видишь: изображение создано из тоненьких полосок разноцветной бумаги. Такой техникой молодая художница овладела в арт-студии, которую уже много лет ведет ее мама, художница-педагог Ирина Нефедова.

С ее картин смотрят лики мадонн — Казанской и Псково-Печерской Богоматери. Но традиционные иконные образы переосмыслены и оживлены ярким современным колоритом. Запоминаются и другие ее работы — картины «Городской философ» и «Всех вырастила». На первой из них изображен бомж: несмотря на жизненные невзгоды он полон внутреннего достоинства, интеллигентен и умен. А на второй — пожилая женщина, оставшаяся в одиночестве после того как ее дети разлетелись по городам и весям нашей страны...

Еще одно увлечение Екатерины — фотография. Она в этом году окончила Московский политехнический колледж по специальности «искусство фотографии» и стала дипломированным фотохудожником.

Вобщем, повторюсь, работы, представленные на минской выставке,

«Меня удивили, и я удивляюсь».

Ярослав ПИЧУГИН